Проблемы и ошибки обратного декупажа
Главная проблема обратного декупажа – сделать приклеенное изображение единым целым с остальным фоном, чтобы декупаж не смотрелся как неаккуратная аппликация. Ну а способы решения этой проблемы в первую очередь зависят от того, какой фон у нашего декупажного мотива.
В статье Как подобрать картинку для декупажа? Часть 2. я уже упоминала, что существуют три типа изображений в зависимости от фона:
—мотивы с четкими краями без фона или на однородном фоне,
—мотивы с уже имеющимся художественным фоном (в виде цветовых пятен и переходов, которые легко подрисовать) и
—мотивы пейзажного типа (фон имеет четкие узнаваемые детали, например, это может быть небо с облаками, деревья или городская улица: фактически это не фон, а продолжение картины, и подрисовывать его нужно очень реалистично).
Теперь подробней разберем порядок действий с каждым типом изображений.
Порядок действий при обратном декупаже тарелки с разными типами изображений.
1. Мотив с четкими краями.
В этом случае сначала мы вырезаем изображение по контуру, не оставляя ни капельки фона (именно вырезаем, а не вырываем!) Затем приклеиваем мотив на обратную сторону стекла, сушим и покрываем его 1-2 слоями лака (только по изображению, не выходя за контур и не оставляя непокрытых участков мотива. Зачем покрывать лаком? Во-первых, чтобы защитить проделанную работу, а во-вторых, если мы этого не сделаем, то с салфеточными мотивами на следующем этапе будет беда :)
Дело в том, что следующим этапом мы покрываем весь мотив белой или другой светлой краской, чтобы мотив стал ярче (вы же помните, что при прямом декупаже мы клеим салфетки только на светлую поверхность, иначе мотив будет блеклым: точно так же, при обратном декупаже нужно выбелить мотив сзади, иначе он будет неярким). Белой краской можно не покрывать только мотивы из плотной бумаги или (возможно) пленку Freedecor для темных поверхностей.
Так вот, если мы клеим мотив из салфетки, то при нанесении белой краски без защиты лаком белая краска просочится через салфетку и проступит на лицевой стороне работы – и все, работа испорчена. Поэтому салфеточные мотивы при обратном декупаже на стекле всегда нужно защищать лаком!
Посмотрите, как при обратном декупаже на стекле выглядит мотив, вырванный с участками фона. И обратите внимание на белые точки слева — здесь мотив не был защищен лаком, и белая краска проступила на лицевой части. В отличие от нее, правое крыло бабочки было покрыто лаком, а затем уже белой краской.
Ну а дальше, после белой краски, если мы не хотим аппликацию на тарелке, то нужно сделать цветную дымку или нарисовать тень (точно так же, как цветную дымку, только тоньше и серо-коричневым цветом), затем нанести фон (он может быть однотонным, либо сложным, либо можно оставить поверхность прозрачной, либо приклеить рисовую бумагу кусочками стык в стык, либо ваша фантазия подскажет другие варианты). А дальше по желанию можно декорировать обратную сторону тарелки, и потом хорошенько залакировать ее всю. Кстати, здесь есть еще пара подводных камней — но о них подробней в мастер-классе по обратному декупажу с цветной дымкой.
2. Мотивы с художественным фоном и пейзажные мотивы.
Большая проблема состоит в том, что подрисовать с обратной стороны четкие детали или же смешать для подрисовки цвета точь-в-точь как на уже приклеенном мотиве безумно тяжело, поэтому о какой-либо серьезной подрисовке в обратном декупаже придется забыть. Если при прямом декупаже мы можем подрисовать все, что угодно, и сколько угодно раз, то здесь нам нужно обойтись вообще без подрисовки. Причем, чтобы работа выглядела красиво, ни в коем случае не должно быть видны вырезанные или вырванные края нашего мотива! Единственное исключение – если мы приклеиваем идеально ровный круг.
Итак, наша главная задача – спрятать края мотива. Как это сделать?
Первый способ – это круглая кайма вокруг мотива (желательно ее также повторить по краю тарелки).
Сначала мы губочкой прочпокиваем кайму, потом приклеиваем мотив за эту кайму (границы мотива оказываются скрыты), затем лакируем, покрываем белым, делаем фон по ободочку и лакируем окончательно. Следите, чтобы кайма по размеру не была слишком тонкой или слишком толстой: нужно, чтобы она смотрелась гармонично.
Второй способ – плавный переход от фона к мотиву (особенно этот способ хорош для художественного фона из неоднородных цветовых пятен: его и при прямом декупаже подрисовывать – милое дело).
Сначала мы размешиваем нужные цвета, затем хаотично их наносим по всему ободку тарелки, по сути создавая ту же кайму, только уже широкую, до самого края тарелки. Затем приклеиваем мотив за этот фон (границы опять оказываются скрыты), и получаем красивый плавный переход от мотива к фону.
Ошибки при обратном декупаже
Теперь разберем ошибки, которые чаще всего допускают начинающие декупажницы при обратном декупаже тарелок (с фото).
1. Приклеивание вырванного мотива.
Почему это ошибка? Потому что оборванные края с кусочками фона будут видны, и это очень некрасиво и неаккуратно. Изображение должно составлять единое целое с фоном и выглядеть как нарисованное.
Вот еще один пример вырванного с фоном изображения.
Таким образом, повторюсь: при обратном декупаже изображение нужно вырезать мотив по контуру или прятать оборванные края под подрисованный фон!
2. Приклеенное изображение не защищается лаком перед нанесением белой краски
О важности этого шага я уже говорила: если этого не сделать, белая краска проступит на лицевой стороне работы.
Всегда защищайте приклеенное изображение лаком, но старайтесь не выходить за края мотива, иначе лак будет виден на лицевой стороне.
3. Белой краской покрывается не весь мотив (либо остаются пропуски, либо белая краска выходит за границы мотива и видна на лицевой стороне).
Если остаются пропуски, то при дальнейшем декорировании будет видна разница между участками, покрытыми белой краской и пропущенными, цвета на лицевой стороне будут иметь разную насыщенность. А если краска выходит за границы мотива и видна на лицевой стороне – это, безусловно, неаккуратно, и этого нужно избегать. Кстати, старайтесь наносить краску равномерно, лучше в 2 слоя, иначе на лицевой стороне будут видны более яркие и менее яркие участки в виде мазков кисти :)
4. У вырезанного изображения с четкими краями нет ни тени, ни цветной дымки вокруг, и оно выглядит как аппликация.
В чем функция цветной дымки и тени как в прямом, так и в обратном декупаже? В том, чтобы создать переход от изображения к фону, вписать изображение в окружающее пространство, чтобы мотив и фон не были отдельно друг от друга, а были единым целым.
Если цветной дымки нет, а фон не очень гармонирует с мотивом, то создается ощущение, что мотив – отдельно, а фон – отдельно. Если не хотите делать цветную дымку, то нужно подобрать фон так, чтобы мотив на нем выглядел естественно (кстати, универсальный фон – черный: на черном фоне почти все картинки смотрятся хорошо, не требуя цветной дымки).
Здесь оторванность мотива от фона очень хорошо видна.
Итак, либо подрисовываем мотиву дымку, либо подбираем ему фон, гармонирующий по цветовой гамме и яркости цвета (чаще темный).
5. Переход от круглого изображения к ободку скрыт точечным контуром.
Возможно, кто-то со мной не согласится, но, на мой взгляд, незатейливая точечная роспись чаще всего простит работу, придает ей вид чего-то миленько-детского, но не изящного и стильного.
Если нужно только скрыть края мотива, то лучше всего обойтись вообще без контура, скрыв края мотива под каймой из акрила, нанесенной губкой. Ну а если очень хочется использовать контур, то роспись нужно усложнить, сделать ее яркой и выразительной. При этом важно, чтобы роспись гармонировала с остальным декором тарелки, не была лишней и не забивала мотив, а дополняла его.
6. Обратная сторона тарелки не гармонирует с основным декором (например, по цвету или стилю).
Гармоничная и красивая работа всегда продумана до мелочей, в ней нет ничего лишнего или вызывающего диссонанс. Обратная сторона тарелки должна полностью соответствовать по стилю, образу и цветовой гамме всему остальному декору или, как минимум, быть нейтральной.
Уделите внимание обратной стороне тарелки, сделайте сложный фон – пусть тарелка будет элегантной с обеих сторон! Работа от этого только выиграет!
7. На круглую тарелку приклеен квадратный мотив.
Дело в том, что круг и квадрат – это очень сильный контраст по формам и линиям, который должен быть оправдан. Мы можем использовать в работе этот контраст, если мотив или фон у нас содержат ярко выраженные формы и линии, т.е. форма мотива, форма заготовки, а также стиль мотива или фона у нас гармонируют друг с другом. Если же этого нет, то контраст круг-квадрат отвлекает на себя внимание, и мотив уже не воспринимается.
Надеюсь, статья будет вам полезной и вы уже не будете допускать перечисленные ошибки :) Попробуйте себя в обратном декупаже – не знаю, как насчет кружек, но от тарелочек вам не захочется оторваться!
А чтобы наглядно посмотреть, как работают некоторые из этих композиционных правил, посмотрите следующие мастер-классы по обратному декупажу (если вы до сих пор этого не сделали :)
Мастер-класс — обратный декупаж тарелки со сложным фоном
Мастер-класс по обратному декупажу тарелки с растушевкой (цветной дымкой)
Мастер-класс по обратному декупажу тарелки с контурной росписью
И бонусный мастер-класс по декупажу абажура: как совместить прямой и обратный декупаж и сделать выразительный коллаж из множества мотивов и сложного фона.
Вам также может быть интересно:
Комментарии
НОВЫЕ СТАТЬИ
- Как придумать шкатулке платье, или снова о композиции в декупаже
- Имитация камня в декупаже: общие принципы, стилистика, композиция
- Как наносить грунт для декупажа? Часть 4.
- Подготовка деревянной поверхности к декупажу. Часть 3.
- Грунты для декупажа на стекле, металле, пластике. Часть 2
- Как выбрать грунт для декупажа? Часть 1.
НОВЫЕ МАСТЕР-КЛАССЫ
- Секрет успешных подрисовок. Смешиваем краски для художественного декупажа
- Стилистические характеристики двухкомпонентных кракелюров (Первый урок курса М2КК)
- Имитация бирюзы и серебра в декупаже. Шкатулка из бирюзы в серебре.
- Мастер-класс по декупажу с кракелюром и объемом: расческа «Рапунцель»
- Шкатулка «Психея»: гармоничное сочетание классики и фэнтези
- Декор елочки и шара: рельеф с гирляндами из потали