Часть 1 этой статьи находится здесь.

Итак, классификация мотивов в зависимости от фона

художественный фон
С точки зрения композиционного расположения и оформления абсолютно все изображения можно разделить на три большие группы (названия условные, если кто-то из вас придумает более подходящие названия – пишите в комментариях, буду очень благодарна):

  • Мотив с четкими краями без фона или на однородном фоне
  • Мотив с неоднородным художественным фоном
  • Мотив пейзажного типа

 

А теперь подробнее.

Мотив с четкими краями без фона или на однородном фоне

Такие изображения имеют четкие края со всех сторон, их можно вырезать, они существуют отдельно от фона и не связаны с ним. Часто не имеют четко выраженного верха и низа, их можно поворачивать либо наклонять.

Примеры (кликните правой кнопкой мыши по картинке, выберите «сохранить как» и сохраните ее себе на компьютер — она сохранится в большом размере):

В большинстве случаев, чтобы такие мотивы не смотрелись аппликацией на светлом фоне, их нужно дополнить тенью или цветной дымкой. Как делать цветную дымку, узнайте в 5 уроке бесплатного видеокурса «Декупаж для начинающих: все секреты в видеоформате» (ссылка на курс — в боковой колонке справа). Очень хорошо такие мотивы могут также смотреться на темном фоне, в этом случае можно обойтись без подрисовки (как сделать декупаж салфеточного мотива на темном фоне, рассказывается в 4 части этого же видеокурса :) мотив на черном фоне без подрисовки смотрится очень торжественно

Однако имейте в виду, что очень яркий фон (например, ярко-синий) может отвлекать внимание от мотива, перетягивать его на себя. Чтобы этого не произошло, используйте приглушенные темные цвета для фона, следите за тем, чтобы главным на работе был именно мотив, чтобы он привлекал внимание, а фон его выгодно оттенял и подчеркивал.

Мотив с неоднородным художественным фоном

На таких мотивах либо уже есть цветная дымка, нарисованная художником, либо на них расплывчатый неоднородный фон, состоящий из разных цветовых пятен и переходов.

Примеры (также можно сохранить в большом виде):

 

 

Я очень люблю такие мотивы, потому что их на самом деле очень легко подрисовать (если немного потренироваться).

Что значит подрисовать?

  • Это значит, во-первых, если нужно, зарисовать лишние детали;
  • Во-вторых, продолжить фон там, где его нет, но есть свободное место на заготовке;
  • и в-третьих, если необходимо, добавить к цветам фона другие цвета и оттенки, которых нет на мотиве, но которые есть в остальном декоре (это позволит объединить мотив с остальным декором).

Sonie Ames

Чтобы было наглядно, покажу свою шкатулку «Белые розы», заодно продемонстрирую огромные возможности фотошопа :) Картинка справа — оригинал картины моей любимой художницы Sonie Ames (увеличьте и сохраните у себя эту красоту). На картине — отличный неоднородный фон. Да простит меня эта замечательная художница, но в этом варианте картинка на шестигранную шкатулку не ложилась. И тогда на помощь пришел фотошоп: с помощью не очень сложных манипуляций я отразила ее в другую сторону и «пересадила» к обрезанной розочке недостающую половину, обрезала ненужные мне красные розы.

Вот что получилось:

Sonie Ames обработка

На картинке есть белое пространство (я могла бы его и в фотошопе подрисовать, но поленилась, решила действовать красками). Приклеиваем картинку к шкатулке на всю поверхность, вместе с белым пятном (тогда нам не придется вышкуривать оборванные края, чтобы слить их по высоте с поверхностью шкатулки). Ну и заключительный штрих – разводим нужные оттенки, подрисовываем белые участки мазками кисти или чпоками губки, повторяя фон картинки и заходя на него. На картинке фон расплывчатый, его очень легко повторить, прочпокав губкой с нужными оттенками краски. Результат:

Шкатулка Белые розы

Но нет ничего лучше, чем увидеть процесс подрисовки вживую. Поэтому я сняла для вас видео по подрисовке фона в декупаже (кстати, там же можно найти и видео по декупажу деревянного подноса (мастер-класс по оформлению боковин).

Вывод: мотивы на неоднородном художественном фоне легко дорисовать там, где на заготовке осталось пустое место, главное – смешать нужные оттенки. Не следует брать на кисть много краски, можно даже работать полусухой кистью или полусухой губкой, тычками или чпоками. Можно разводить краску лаком или медиумом для легкой прозрачности. Синтетической кистью работаем там, где нужны более плавные переходы, щетиной – там, где нужны более резкие пятна.

Хитрость №1

Если не удается идеально повторить цвет или мазки, как на мотиве, и подрисованная часть сразу бросается в глаза, не отчаивайтесь. Вы можете нанести несколько легких мазков прямо на фон мотива, при необходимости – перерисовать его целиком или придать ему тот оттенок, который у вас есть на вашей подрисованной части, и таким образом разница сгладится и не будет заметна. Главное – перед подрисовкой покрыть мотив лаком, чтобы при необходимости смыть подрисовку влажной тряпочкой, если вы захотите что-то сделать по-другому.

Хитрость №2

Это относится не к подрисовке, а, скорее, к выравниванию поверхности после приклеивания мотива. Если вокруг распечатанной картинки или мотива на белом фоне есть много свободного места и можно приклеить всю бумагу целиком, ничего не вырывая, – так и сделайте. Обработать края заготовки наждачкой гораздо легче, чем долго вышкуривать оборванные края мотива.

Мотив пейзажного типа (сюжетный мотив)

Примеры (увеличиваются):

 

На этих картинках мы не можем четко разграничить главный элемент и фон, они составляют единое целое, рассказывают нам определенную историю — сюжет. Убирать фон с таких изображений чаще всего нельзя, но и клеить «просто так» тоже не следует. Есть два варианта:

Мотив пейзажного типа на всю поверхность1. Клеим мотив на всю поверхность заготовки. Если мотив больше заготовки, то следим, чтобы важные детали картины не были обрезаны. Если мотив меньше заготовки – подрисовываем недостающие части (например, лес, поле, улицу, дом и т.д).

2. Оформляем мотив в рамочку, создаем ему четко выраженную границу.

 

Какие варианты границы или рамочки можно сделать?

Обожженный край у мотива

  • Неровно обрываем края мотива и обжигаем их, либо красим черно-коричневым акрилом или затеняем битумным лаком, битумом или битумной патиной. Способ подходит для работ в стилях винтаж, ретро, для кантри и морской тематики, в других стилях используется реже.

 

  • Оформляем края контурной росписью (однако избегайте простого точечного ободка вокруг мотива, это выглядит слишком просто, даже если точечных рядов целых три и используются несколько цветов). Можно сделать имитацию чеканки тем же контуром.
  • Края можно просто прочпокать губкой с коричневым или золотым акрилом, ширина каймы примерно 2-6 мм.
    Рельеф вокруг мотива4. Создаем рельеф вокруг мотива. Можно покрасить этот рельеф, как бы продолжая фон мотива, а можно сделать переход четким, тогда рельеф должен отличаться по цвету.
  • Можно также скрыть края под трафаретной росписью, в том числе и под объемным узором, сделанным с помощью шпатлевки через трафарет.
  • Еще один вариант – наклеить вокруг этого мотива другие мотивы (сделать коллаж), но это не так просто, как кажется, ведь у верхних мотивов тоже будут края :) Кроме того, чтобы создать красивый коллаж, нужно очень тщательно подобрать картинки, и на это уйдет еще больше времени. Кстати, коллаж можно сделать и в фотошопе.
  • Можно декорировать края бисером, кружевом или тесьмой, другими объемными элементами.

Это далеко не все возможные решения. Призовите на помощь свою фантазию – и придумайте свой способ (или сочетание способов)! Мне очень нравится использовать такие салфетки для декупажа картин на холсте, получаются очень стильные и интересные предметы интерьера.

Однако рамочка вокруг мотива – это еще не гарантия того, что работа будет выглядеть интересной. Как правило, мотив в рамочке выглядит ярко и привлекает внимание, но если вокруг мотива будет неяркий или однотонный фон, то картинка будет бросаться в глаза и выглядеть неестественно. Запомните: фон тоже должен быть интересным! Пусть по нему будет виться красивый трафаретный рисунок, или кракелюр, или хотя бы просто красивая фоновая распечатка или салфетка! Вариантов очень и очень много, главное – подобрать красивое сочетание, в котором мотив в рамке будет привлекать внимание, а фон его выгодно оттенять.

Чтобы было нагляднее, сравните оформление мотива на двух примерах из интернета:

Мотивы пейзажного типа Мотивы пейзажного типа

Коллажный мотив

Коллажные мотивы состоят из разных элементов, которые, накладываясь друг на друга, создают единое целое. Эти мотивы тоже очень любимы декупажницами, но работать с ними еще труднее, чем с пейзажными: если пейзаж мы, в принципе, можем подрисовать, потратив много сил и времени, то дорисовать все завитушки, надписи, узоры на фоне — это просто нереально, правда?

Картинки увеличиваются:

 

Это примеры так называемых винтажных коллажей, элементы этих мотивов были очень популярны в свое время.

Чтобы коллажный мотив красиво смотрелся на работе, вырывать его нельзя, и вырезать, собственно, тоже. Остается только приклеить его на всю поверхность либо создать рамку, как у сюжетных (пейзажных) мотивов (но лучше клеить на всю поверхность). Однако иногда как вокруг коллажей, так и вокруг сюжетных мотивов присутствует тот самый сложный художественный фон (иногда и вообще однотонный), который подрисовать можно. Конечно, такие мотивы мы уже сможем использовать не только в рамке или на всей поверхности.

Фоновый мотив

Такие мотивы говорят сами за себя: это какой-то фон без главных или второстепенных частей. Такими мотивами очень хорошо украшать внутренности шкатулок, боковинки и т.д., из некоторых можно вырывать фрагменты и использовать их самостоятельно. Красивые фоновые салфетки ценятся наравне с остальными, поэтому не пренебрегайте ими, они точно вам пригодятся!

Итак, теперь вы можете осознанно подходить к выбору мотива для вашего изображения, ориентируясь не только по «нравится – не нравится», но и по тому, какие варианты оформления возможны для понравившейся картинки. Желаю вам активного вдохновения и легкого декупажа!

 

Комментарии

НОВЫЕ СТАТЬИ

НОВЫЕ МАСТЕР-КЛАССЫ