Шкатулка «Психея»: гармоничное сочетание классики и фэнтези
Классную декупажную работу можно создавать разными способами. Можно быть лаконичным и использовать минимум техник, но при этом сама идея должна быть очень выразительной и яркой.
А можно, наоборот, комбинировать множество техник, создавая сложные сочетания всего-разного-интересного. Это труднее всего, потому что чем больше элементов, тем сложнее их связать между собой в одно гармоничное целое.
Эта шкатулка – пример второго типа. Я очень люблю усложнять, сочетать много всего, а вот лаконичность и простота – не мое :) Поэтому в «Психее» я скомбинировала множество разных элементов, которые, тем не менее, связаны между собой вполне определенными композиционными правилами.
Давайте попробуем разобраться, как это все устроено, и заодно – как сделать так, чтобы множество элементов выглядели единым гармоничным целым, а не набором несвязанных друг с другом техник и элементов.
Немного об идее. Все началось с того, что мне захотелось поэкспериментировать с многослойным наложением трафаретов (за идею спасибо многослойным орнаментам Морриса), а попробовать проще всего было с трафаретами бабочек (нужны были трафареты силуэтные и детализированные, бабочки первыми попались под руку). Значит, мотив должен быть как-то связан с бабочками. Я стала искать сюжеты с бабочками, из классического искусства (форма заготовки у меня классическая), и наткнулась на чудную картину Кинуко Крафт – Зефир и Психея.
Картинка увеличивается по клику.
Повторить это оформление на такой же заготовке, но с другим сюжетом у Вас, скорее всего, не получится (позже я объясню, почему), а вот разобрать ее на отдельные сочетания техник, которые можно использовать в других работах с другими картинками – запросто. Ну и, конечно, в первую очередь хочется показать композиционные приемы в этой работе, именно ради них я делала этот МК.
1. Начнем с медальона. Здесь все просто – берется овальная деревянная заготовка, у которой края с верхней части стачиваются наждачкой до овального состояния. Медальоны с закругленными краями выглядят более реалистично и изящно, чем с необработанными (но, конечно, все зависит от стиля работы).
У нас в Минске практически невозможно найти красивые накладки из МДФ, поэтому приходится использовать овальные, которые тоже не всегда, кстати, бывают в наличии :(
В общем, обрабатываем края наждачкой, грунтуем, приклеиваем-подрисовываем, лакируем. А дальше уже работаем контурами.
2. Рисуем волну – это будет край чеканки, ее толщинка.
А под волной заполняем шпатлевкой (или любым другим объемным материалом) и выравниваем пальцем, чтобы с нижней стороны толщина контура исчезла, а было все ровно.
Это проще объяснить на схеме:
Часть ободка под контуром (слой шпатлевки) нужно окрасить золотом (ну или сначала коричневым, как канты), а потом уже можно будет наносить воски (все элементы «под металл» должны обрабатываться одинаково: если золотой краской, то золотой краской, если золотым воском, то золотым воском.
3. Теперь переходим к крышке. Готовый верх вот такой:
Как это делается:
Крышку грунтуем, шкурим, в общем, все как обычно. После грунта наносим краску цвета коричневых складок на одежде Психеи, тени под ее рукой.
4. Дальше берем любую светлую краску и наносим губкой трафаретный узор (симметрично, естественно). Этот трафарет хороший, и форма элементов у него классическая, но серединка пустовата, поэтому я и решила заполнить ее объемом. Если трафарет будет другой, то можно обойтись без объемов или, к примеру, объемом обвести трафаретный узор или отдельные участки этого узора (но контур нужно будет наносить не по границе, а внутри трафаретного участка, чтобы его потом можно было окрасить через трафарет).
5. Любым светлым контуром (или шпатлевкой в тюбике) наносим жирную точку и растягиваем ее в четырех направлениях зубочисткой. Сушим.
Рисовать-растягивать нужно по одной точке (максимум по две), потому что подсохший контур растягивается хуже.
6. После просыхания контура разводим уже не любой, а именно нужный оттенок краски. У меня это самый светлый оттенок одежды Психеи. Совмещаем трафарет максимально точно и наносим краску поверх уже имеющейся светлой краски и контура. Снова сушим.
7. Теперь надо загрязнить поверхность. У нас работа в стиле состаренной классики, а все «дворцовые» вещи новыми быть не могут. Патинируем любым жидким водным составом, я взяла то, что подвернулось под руку – alles patina от Rayher (ее единственный плюс только в том, что не надо тратить время на разведение коричневого акрила, в остальном она ничем от него не отличается).
Кстати, все о патинировании, о составах и способах работы можно узнать здесь!
В общем, наносим жидкую краску на всю поверхность.
Промакиваем, патина должна загрязнить поверхность совсем чуть-чуть. После этого по краям и вокруг будущего медальона наносим менее жидкую краску (для первого раза я немного разводила патину водой), либо просто меньше промакиваем, чтобы остались более отчетливые следы времени.
8. После высыхания патины наносим пару слоев матового лака.
Сейчас у нас есть красивая поверхность, с объемами, патиной и контрастом светлого и более темного, а также контрастом фактур – более темную краску наносили кистью, и эта поверхность гладкая, а трафарет наносили губкой, и она «пупырчатая», фактурная.
9. Этот контраст нужно усилить контрастом текстур – гладкую темную краску оставляем залакированной (матовый лак неплохо отблескивает, несмотря на свою матовость), а трафаретный рисунок зачпокиваем любым абсолютно матовым лаком, чтобы вообще ничего не отблескивало. К сожалению, таких лаков очень мало – это ToDo Touch me и Стамперия с эффектом бархата. Первый у меня давно закончился, второй я отдала попользоваться, поэтому пришлось взять еще один состав – Maimeri 722, Heavy Gel Mat.
Это не лак, это прозрачный матирующий гель, его можно добавлять в краску или наносить на краску, он будет объемным и матовым, но на темных поверхностях еще и белесым. С ним нужно быть очень аккуратным, но на светлой поверхности все будет хорошо. Наносим его губкой по трафарету, и в контровом свете получается вот что:
Матовый лак по линиям отблескивает, а сам трафаретный узор с объемом – не отблескивает. Красота :) Можно делать и наоборот, линии не отблескивают, а трафаретные узоры отблескивают.
10. Переходим к боковинам. Готовый вид:
Это была изначальная идея – вечернее небо с тенями бабочек на заднем плане и более яркими и прорисованными бабочками на переднем плане. И только потом под эту идею я нашла картинку с Психеей в вечернем небе.
Трафареты у меня вот такие:
На самом деле сейчас уже продается столько трафаретов, что найти что-то похожее совсем не проблема. Не обязательно, чтобы трафарет заднего плана был чисто силуэтом, он может быть просто чуть менее детализированным.
Разводим краску цвета светлого неба с картинки. Окрашиваем все боковинки на крышке и донышке, не забываем про срезы боковин.
Краски нужно развести довольно много, и она должна быть приглушенной, не слишком насыщенного синего цвета (бабочки переднего плана должны быть более насыщенными, чем цвет неба).
11. Далее немного затемняем краску и наносим трафарет заднего плана (силуэты бабочек). Они должны быть как тени в вечернем небе, и ни в коем случае не слишком темными и контрастными.
Естественно, продумать расположение каждого трафарета нужно заранее.
12. Когда нанесли трафареты заднего плана, можно наносить патину на боковины. Она выполнит сразу две важные функции: состарит шкатулку и притенит границы на каждой грани, оставив серединку более светлой.
Параллельно я делала кантики, о них расскажу позже.
Наносим патину на губку и растягиваем по границам каждой боковинки, включая срезы. Причем делать это лучше не просто по границе, а овалом: боковые края граней у меня закругленные, но все равно по этим закруглениям патинирование доходит почти до середины высоты. И, конечно, растушевывем, чтобы не было резких краев у нашей «грязюки».
В запачканных местах цвет неба затемняется и получается таким, как темная часть неба на картинке, это еще одна приятная гармоничная связь.
13. Теперь нужно покрыть это все лаком, но не просто лаком, а как можно более матовым: мы нарисовали вечернее небо, теперь надо сделать его бархатным, и тени тоже бархатными. Вот тут состав от маймери не подойдет, он ляжет некрасиво и белесо. Придется возвращать бархатный лак Стамперия или взять неводный от Марабу. Наносим пару-тройку тонких слоев, чтобы не было никакого отблеска, а поверхность была бархатистая, приятная на ощупь.
14. Теперь, когда есть матовая основа, можно наносить трафареты переднего плана. Передний план должен быть более ярким, насыщенным, и более детализированным. Также для контраста нужно сделать его более фактурным, чем все остальное, и, конечно, уже не матовым, а глянцевым. Для этих целей прекрасно подойдет Heavy Gel Gloss от Maimeri (арт. 723): смешиваем его с насыщенным синим, и краска получается объемной, глянцевой, при этом, конечно, немного прозрачной, но зато насыщенной (кстати, на медальоне и этот цвет тоже присутствует в большом количестве).
Наносим краску через трафарет – большие красивые бабочки отдельно, а маленькие можно наносить поверх бабочек-теней. Они оживляют пространство, без них было бы пустовато и скучновато. Чтобы получить контраст по фактуре, нужно наносить краску как можно более объемно. Сушим, затем опять накладываем трафарет и оттеняем кончики крыльев большой бабочки золотой краской.
Лаком покрывать не нужно, гель от Маймери очень прочный, не липнет, и вообще я его обожаю. Вместо него можно использовать и моделирующий глянцевый гель от Таир, у него те же свойства, кроме цены – она меньше)))
Кстати, само небо и тень тоже различаются по фактуре – цвет неба наложен кистью, а тень бабочки – губкой, она чуть более фактурная, бархатистая. А трафареты переднего плана должны быть еще более фактурными, для этого мы и смешиваем краску с объемным гелем, и наносим ее слоем чуть толще.
15. Теперь можно приступать к золотым кантикам. Сначала наносим узор контуром (любым составом, который держит форму и не расплывается), потом окрашиваем его в темно-коричневый цвет, можно черный или черно-коричневый.
16. Поверх коричневого окрашиваем золотом – можно краской, но лучше воском (или краской, потом воском). Воск более металлизированный, чем краска, поэтому обычно смотрится более естественно, особенно если его нанести слоя в два с просушкой и потом слегка заполировать войлоком. Кстати, абсолютно во всех впадинках окрашивать не надо – как нанесётся, так нанесётся. Внутри впадинок и из-под контура вполне может просвечивать темная основа – пыль, грязь и окисление металла.
Воск я наносила кистью, так лучше прокрашивается рельеф. Дополнительно по верхушкам нужно нанести слой воска пальцем, он ляжет более гладко, естественно.
17. Но нам нужно создать ощущение, что металлический кантик — это совершенно отдельный материал, поэтому просто окрасить контур в золото будет мало. По границе между золотом и всеми остальными частями шкатулки нужно создать, так сказать, окантовку канта с помощью золотого контура, который хорошо держит форму.
За контуры отдельное спасибо Таиру – лучше таировской контурной пасты для реставрации я пока ничего не видела. Жаль, что их в Минске нет, не было и не будет – спасибо, что хотя бы трафареты Barocci до нас добрались (но пока они это делали, появилась куча конкурентов, у которых трафареты не хуже)))
Итак, контурами протыкиваем границы золота (на крышке нужно даже не просто протыкать, а одну половину точки сгладить пальцем, чтобы она была продолжением канта с наружной стороны, но оставалась выпуклой со стороны верха шкатулки).
18. Но и этого мало :( Цвет контура, как ни старайся, идеально подобрать к цвету золотого воска (или золотой краски) не удастся, поэтому нужно пройтись хотя бы по верхушкам контура тонкой кистью с воском, которым окрашены канты. Иначе будет полная ерунда: контур отдельно, одного оттенка, кант отдельно, другого оттенка, никакой цельности.
Кстати, контур на медальоне у нас тоже изначально отличался по цвету от золотого воска, и его тоже пришлось слегка подкрасить.
Вообще можно делать по-другому: рисуем контуром узор, а остальное закрашиваем той же краской из контура, просто наносим ее кистью. Но как-то жалко тратить классный контур на окрашивание, хотя Таировские контурные пасты очень высоко металлизированы, они бы смотрелись не хуже воска.
19. Теперь можно клеить медальон, оформлять дно и оклеивать внутренности состаренным бархатом.
Готово :)
А теперь самое главное – проанализируем, что у нас получилось.
Классический сюжет в фэнтезийной, сказочной обработке – и все оформление шкатулки выполнено в классическом стиле, но со сказочно-фэнтезийными боковинами, которые при этом полностью гармонируют с цветом неба на мотиве.
Верх шкатулки также классический, но при этом в нем присутствуют контрасты по цвету, текстуре, фактуре, а также рельефы.
При этом верх светлый, а низ темный, и получается гармоничное сочетание «тяжелый низ – легкая крышка», а не наоборот. Темное всегда выглядит тяжелее, чем светлое, поэтому делать темную крышку со светлым низом нужно очень аккуратно.
Цветовая гамма: как правило, цвета на мотиве уже гармонично сочетаются, поэтому обычно мудрствовать и придумывать что-то свое не надо. Все цвета взяты с мотива, включая цвета верха (светлые и темные участки одежды занимают довольно много места на мотиве, поэтому случайными казаться не будут). Однако золото здесь – очень важный элемент, и вот почему. На оригинале картины бросаются в глаза три основных цвета: красные горы, желтые пятна браслетов, пояса, короны и складок, а также сине-фиолетовое небо.
Красный, синий и желтый – это гармоничная триада, и все смотрится хорошо.
Но я для работы взяла только часть картинки, где присутствуют в первую очередь синий и светло-коричневый, кофейный (приглушенный красный с каплей оранжевого), а желтые участки практически не видны за счет своего размера (картинка уменьшена очень сильно).
Чтобы работа выглядела гармонично, нужно обязательно добавить желтый, и этим желтым у нас будет золото (на самом деле оно не совсем уж желтое, но это уже не важно).
Без золота будет очень печально :)
Кстати, я распечатывала картинку на принтере с заканчивающимся пурпурным картриджем, и при распечатке не стала корректировать цветопередачу, потому что мне понравился более голубой цвет неба, а не сине-фиолетовый. Но в данном случае моя поправка не важна, все равно без золота никак не обойтись.
Идем дальше. Боковинки также вполне обоснованы – во-первых, вечернее небо на мотиве и на боковинах – это прямая и очевидная связь. Во-вторых, бабочки – это прямая отсылка к мифу про Психею: Психея – возлюбленная Эрота (Амура), в переводе означает душа, бабочка. Она часто изображалась в виде крылатой девушки или бабочки, сам миф здесь приводить не буду :)
Маленькая ремарка – чем более яркие сюжетные элементы мы используем в оформлении мотива, тем больше должна быть их связь с мотивом. Сердечки, звездочки, бабочки, виноград, тростник, тюльпаны, ягоды – это все очень яркие сюжеты, которые вызывают вполне конкретные ситуации (сердечки – с 14 февраля или свадьбой, тюльпаны – с весной, ягоды – с лесом и летом, с едой, дачей, виноград – как правило, с вином, погребом, винодельческими регионами и угодьями). Если тесной связи не будет, то велика вероятность того, что эти элементы будут выглядеть чужеродными, лишними. Если связи нет, то лучше использовать нейтральные мотивы – розы, растительные или геометрические орнаменты и т.д. (при этом важно, чтобы они сильно не выделялись, а только оформляли мотив, не перетягивая на себя внимание).
Поэтому для конкретно этого оформления (синее с бабочками и золотом) подходит только такая картинка! Другая не подойдет!
Если менять картинку – то нужно менять также трафарет и цвет боковинок! Единственный случай, когда этого делать не придется – это какой-нибудь другой сказочно-классический сюжет с большим количеством синего. Классический – это такой, который мог бы использоваться для оформления дворцовых предметов.
Иллюстрация Кинуко Крафт – это одновременно и классический сюжет (он был популярен в искусстве 18-19 вв.), и сказочно-фэнтезийный, как и весь ее стиль (достаточно сравнить ее картину с картинами Нового времени).
Psyche et L’Amour (1889) Вильям Адольф Бугро. Картинка увеличивается по клику
Заменить эту картину на просто классический сюжет о Психее не получится, потому что тогда у нас будет шкатулка классической формы, с классическим сюжетом и оформлением, но с откуда-то взявшимися бабочками в вечернем небе. На классической работе такого быть не может.
Просто сказочный сюжет мог бы тоже подойти, если бы форма шкатулки не была классической, — но тогда уже не факт, что туда подойдет золото)))
Вывод такой: чем большее количество элементов мы используем в оформлении работы, тем они должны быть более индивидуализированы, то есть их сочетание (цвета, стиль, фактуры) должно подходить именно этой работе, именно на этой заготовке, и именно этому мотиву. Эти элементы должны цепляться друг за друга: уберешь или изменишь один – придется менять и большинство остальных.
Вот почему так важно не просто творить по наитию, но продумывать работу и пользоваться правилами и законами композиции. Даже в простых работах нужно понимать, какая техника и какой мотив уместны на конкретно этой заготовке, а уж о сложных и говорить не приходится: я сама хорошо помню этот соблазн – и кракелюры налепить, «чтобы было», и вот эту штучку, и что-нибудь объемненькое… Что в итоге получалось — лучше не вспоминать)))
И именно поэтому я открываю второй набор на курс «Гармония и композиция в декупаже».
- Мы будем разбирать правила композиции, знание которых всегда требуется в декупаже и других декоративных работах.
- Мы будем развивать композиционное видение, учиться не только чувствовать гармонию, но и объяснять, формулировать: что не так, почему, и как это можно исправить.
- Это не формальная композиция на плоскости и не композиция в интерьере. Это уникальный авторский курс, разработанный специально для декупажниц и декораторов.
Присоединяйтесь!
P.S. Про комментарии на этой странице — они есть, и их много, просто почему-то они перестали отображаться. Напишите свой комментарий — и увидите их все))) А мне будет приятно ваш комментарий читать!
Вам также может быть интересно:
Комментарии
НОВЫЕ СТАТЬИ
- Как придумать шкатулке платье, или снова о композиции в декупаже
- Имитация камня в декупаже: общие принципы, стилистика, композиция
- Как наносить грунт для декупажа? Часть 4.
- Подготовка деревянной поверхности к декупажу. Часть 3.
- Грунты для декупажа на стекле, металле, пластике. Часть 2
- Как выбрать грунт для декупажа? Часть 1.
НОВЫЕ МАСТЕР-КЛАССЫ
- Секрет успешных подрисовок. Смешиваем краски для художественного декупажа
- Стилистические характеристики двухкомпонентных кракелюров (Первый урок курса М2КК)
- Имитация бирюзы и серебра в декупаже. Шкатулка из бирюзы в серебре.
- Мастер-класс по декупажу с кракелюром и объемом: расческа «Рапунцель»
- Шкатулка «Психея»: гармоничное сочетание классики и фэнтези
- Декор елочки и шара: рельеф с гирляндами из потали
Большое спасибо, Евгения, за такой интересный МК! Я из начинающих, пока для меня все это слишком сложно. Такая изящная работа контурами, блеск. Буду обязательно пробовать. Жаль, что на Вашем сайте ссылки на бесплатное скачивание не работают. Боюсь, что также не будут работать ссылки и после оплаты курса «Гармония и композиция в декупаже». Подписана на Ваши рассылки, приходят на почту регулярно. Если не сложно, проверьте работу сайта.
Елена, если какая-та ссылка не работает, об этом достаточно написать мне по почте :) Неужели Вы думаете, что, вкладывая столько работы в бесплатные мастер-классы, я могу оставить на произвол все остальное, а уж тем более, ссылки на платные (!!!) курсы??? Очень обидное предположение, если честно.
Все ссылки должны быть рабочими! Если вдруг что-то не работает, это временный технический сбой. Сайт — это слаженная работа нескольких сервисов, и иногда что-то сбоит, но такие случаи очень редкие.
Я буду очень Вам благодарна, если Вы пришлете мне на адрес eluthien@gmail.com те ссылки, которые не работают, или названия материалов, которые Вы не смогли получить. Сейчас разберемся, все заработает :)
С уважением,
Евгения
9vuwj5
yjxovq
0qtge8
eh598w
lz2iun