Подготовка деревянной поверхности к декупажу. Часть 3.
Как подготовить деревянную поверхность к декупажу? На этот вопрос не ответить в двух словах, поэтому и родилась эта статья. Давайте ответим на самые распространенные вопросы новичков и, как всегда, рассмотрим тему более углубленно.
Итак, для начинающих вполне подходит классическая схема «пошкурить – грунт – пошкурить- грунт».
То есть:
- деревянная заготовка прошкуривается;
- наносится первый слой грунта, сушится;
- поверхность еще раз прошкуривается, потому что волокна дерева поднимаются и дают «шершавость»;
- наносится второй и, по необходимости, третий слой грунта.
Но на мастер-классах даже по этой схеме мне часто задают дополнительные вопросы. Кроме того, есть множество вариаций – в зависимости от того, какой конечный результат вы хотите получить.
В этой статье я расскажу, как делаю я: где ленюсь и пропускаю пару этапов, а где, наоборот подхожу к процессу очень ответственно, и почему. Вроде бы сам вопрос несложный, но моя задача – призвать начинающих декупажниц всегда задумываться над вопросом «что я сейчас делаю и почему я это делаю, и что я хочу получить в результате». Это откроет перед вами намного больше возможностей, чем простое следование схемам.
Вопрос: чем и как заделывать трещинки и вмятины?
Ответ: обычной универсальной шпатлевкой по дереву белого цвета. Еще до грунтовки желательно всю заготовку осмотреть и все места с дефектами заделать шпатлевкой. Пользоваться при этом лучше всего каким-нибудь инструментом с плоским краем: лучше всего мастихином или стеком для пластилина, но сойдет и обычная линейка. Еще много дефектов поверхности видны во время грунтовки, поэтому запоминайте и потом их нужно будет также заделать.
Важно. чтобы не вышкуривать излишки шпатлевки, все лишнее убирайте, и оставляйте шпатлевку только в ямке, которую хотите заделать. Мелочь, а несколько минут экономит))
Важно 2. Если вы делаете работу под старину, то дефекты поверхности, трещины и сколы можно оставить и даже наделать новых, да еще подчеркнуть их лессировками, сухой кистью или патинированием :) Старинная вещь могла несколько раз упасть, поцарапаться, потрескаться – в этом свидетельство ее старины.
Важно 3. Обязательно посмотрите, нет ли подтеков столярного клея – их нужно убрать скальпелем, лезвием, либо ножиком (макетным, цанговым или хотя бы обычным). В отличие от трещин и сколов, подтеки клея даже на старинной работе выглядят неаккуратными и лишними, и оставлять их, мол, «так сойдет», нельзя.
Также обращайте внимание на дырочки от гвоздей и трещины на стыках сторон – их тоже лучше убрать.
На такие мелочи начинающие часто не обращают внимание :)
Вопрос: Всегда ли нужно шкурить дерево перед нанесением грунта?
Ответ: я шкурю по необходимости. Вижу, что дерево шершавое, много ворсинок – тогда шкурю. Но чаще всего я пропускаю этот этап, а вот после первого слоя грунта тщательно вышкуриваю поверхность.
Как нужно шкурить?
Шкурить желательно вдоль волокон. Так дерево шкурится лучше, быстрее, и мы не оставляем неаккуратных царапин поперек рисунка дерева. Я пользуюсь наждачкой 240-400, в зависимости от того, что под рукой. Если волокна грубые, поверхность очень неровная, то сначала лучше взять наждачку погрубее.
Нужно ли как-то дополнительно выравнивать поверхность? Почему видна фактура дерева?
Даже если дерево на вид хорошо обработано – все равно оно будет неровным, у него остается фактура дерева. Это легко проверить: например, если ровную поверхность окрасить одним слоем грунта и затем слегка пошкурить, мы увидим, что в одних местах грунт сошкурился, а в других (в углублениях) остался. У фанеры, липы чередования грунта и волокон будут без явного рисунка, у сосны в первую очередь сошкурится грунт с твердых волокон (хотя, если сосну обрабатывали на хорошем оборудовании, то этот эффект будет выражен меньше).
На неровно обработанной сосне поверхность очень фактурная: 1 слой грунта при вышкуривании остался только в углублениях по рисунку дерева, да и то на ощупь поверхность пока не выровнялась.
А вот на срезе волокон фактура видна еще заметнее, особенно у фанеры – ее ни с чем не спутать. И пропадает она только через 4-6 слоев грунта с вышкуриванием.
Фанерная коробочка после 1 слоя грунта: характерный четкий срез.
Это означает, что даже через 1-3 слоя грунта фактура дерева, скорее всего, будет видна. Плохо это или хорошо?
Когда мы декорируем деревянную заготовку, мы должны понимать, что мы хотим получить, а именно: имитацию какого материала и его состояния мы в конечном счете делаем.
— Если мы задумали сделать «старинную окрашенную и расписанную вещь из дерева», то на ней фактура дерева будет уместна, и ее дополнительно можно подчеркнуть грунтовкой вдоль волокон без вышкуривания (но и без подтеков, естественно) и лакировкой матовым лаком тоже только вдоль волокон и почти без прошкуривания (никакой сеточки слоями перпендикулярно друг другу!); лессировка вдоль волокон тоже создаст эффект старины. То есть наш девиз – все вдоль волокон и минимум шкурки.
— Если мы делаем «новую расписанную вещь из дерева» – тут уж вы сами решайте, что вам больше нравится — ровная поверхность или легкая фактура дерева. Если фактура – можно почти не шкурить, а грунтовать и лакировать только вдоль волокон, если хотите ровную поверхность – то вышкуривайте грунт, ровно клейте картинку и лакируйте в 6-10 слоев с промежуточным прошкуриванием. Кстати, как сделать идеально ровную глянцевую или матовую поверхность акриловыми лаками, я рассказываю здесь.
— Если мы делаем из деревянной заготовки «вещь из камня, фарфора, металла, эмали и т.д.», т.е. не деревянный предмет, то никакой фактуры дерева там быть не может!!!
Как избавиться от фактуры дерева?
Есть несколько способов.
1. Шкурить и шкурить, пока не сошкурите все лишнее. Хотя гораздо вероятнее, что шкурка нагреется и обожжет пальцы, а фактура не исчезнет :) Сошкурить твердые волокна, особенно на поперечном срезе – занятие для настоящего мужчины. Ну а мы, женщины, воспользуемся другими способами :)
2. Если мы используем не худ. грунт, а строительную белую краску, то слой за слоем она довольно хорошо выравнивает поверхность. 3-5 слоев с прошкуриванием до идеальной гладкости – и наше дерево будет белым и гладким, как фарфор. Но это верно для плоских поверхностей, а на фрезерованных краях и поперечных срезах фанеры лучше воспользоваться 3-м способом.
3. Если фактура дерева сильно выражена, то лучше всего воспользоваться шпатлевкой либо специальным художественным грунтом для дерева и картона, который называется левкас (ударение на А). Оба средства густые (если мы пользуемся уже готовой шпатлевкой), наносятся мастихином и желательно без излишков. Высушиваются и вышкуриваются. Феном лучше особо не сушить – шпатлевка может потрескаться, особенно если нанести ее толстым слоем. После прошкуривания получается также идеально ровная поверхность.
Если ваша задача – выровнять скосы, фрезерованные края или другие изогнутые места, то можно наносить выравнивающие составы даже пальцем. Прошкуривать лучше сначала наждачкой средней зернистости (320-400), потом при необходимости можно взять наждачку помельче. В целом шкурить придется долго.
Вот этот фрезерованный край на сосновой шкатулке выровнять можно только шпатлевкой, нанесенной пальцем. Качество заготовки оставляет желать лучшего :(
Как наносить грунт на деревянную поверхность, чтобы получилось ровно и аккуратно?
Этому вопросу посвящена целая статья с видеоуроком.
Вопрос: нужно ли шкурить после второго слоя грунта?
Все знают, что перед нанесением грунта поверхность нужно вышкурить (как я говорила, иногда я этот этап пропускаю). Но начинающие всегда задают вопрос, нужно ли шкурить после второго и третьего слоя грунта.
Ответ: по необходимости. Если ваша задача – сделать идеально ровную поверхность, то можно шкурить. Если остались ненужные вам следы кисти, есть подтеки – шкурить однозначно. Если все слои грунта, начиная с первого, наложены очень и очень ровно, то шкурим только первый слой, чтобы избавиться от поднявшегося древесного ворса.
Сколько слоев грунта для декупажа нужно наносить?
Здесь все зависит от мотива. Чем больше слоев грунта, тем белее поверхность и тем меньше следов кисти. Чтобы поверхность была идеально белая, как правило требуется 4-6 слоев в зависимости от укрывистости грунта.
В этой части статьи под следами кисти я буду иметь в виду неровно прокрашенную поверхность, вот такую (в остальных случаях я, как правило, имею в виду следы, которые чувствуются наощупь, т.е. рельеф, который оставляют ворсинки кисти):
- Если мы планируем потом красить поверхность (т.е. грунтовка под покраску) – нужен 1 слой грунта.
- Если у нас пестрая и не очень светлая салфетка (или мотив на тонкой бумаге, рисовая карта, распечатка на кальке), то хватит 1-2 слоя грунта. Если даже будут заметные следы кисти, они сольются с пестрым рисунком и видны не будут.
- Если салфетка просто светлая, без белых участков, то старайтесь изначально грунтовать как можно ровнее, тогда хватит 2-3 слоя грунта, чтобы следы кисти не просвечивали через салфетку.
- Если салфетка у нас на белом фоне и основной фон мы будем делать белым, а работа у нас без старения, то грунт одновременно будет являться основным фоном. В этом случае нам нужна идеально белая поверхность, и, следовательно, 3-4 слоя грунта, не меньше.
- Но если мы делаем основной фон белым, а работа у нас под старину – «старинная вещь из дерева, окрашенная в белый цвет, потемневшая от времени», то хватит и 2, максимум трех слоев. При этом неровное прокрашивание с соблюдением всех правил (см. статью «как наносить грунт» ) будет выглядеть, как состаренная поверхность, т.е., собственно потемневшая от времени краска на старой древесине. Если на дереве у нас еще и рисунок есть, или чередование темных и светлых участков – это тоже плюс. К тому же мы, как правило, на таких работах добавляем старение с помощью лессировок, патины или сухой кистью.
Сколько сушить грунт?
Здесь тоже есть свои хитрости. Все знают, что следующий слой краски, лака или грунта лучше наносить после полного просыхания предыдущего. Но, когда время ограничено, то есть одна хитрость, которая позволит вам работать быстрее.
Если мы грунтуем строительными красками (это важно!!! причем не эмалями), то попробуйте грунтовать, не дожидаясь полной просушки предыдущего слоя. Следующий слой можно наносить уже тогда, когда краска перестала быть глянцевой. Дело в том, что краска, грунт или лак (матовый, например) в невысохшем состоянии глянцево отблескивают, как вода. По мере высыхания они становятся более матовыми и отсвечивают уже совсем по-другому – понаблюдайте.
Если я спешу, то следующий слой краски я наношу уже тогда, когда первый слой краски перестал глянцево отблескивать, но при этом не высох до конца. Составами, которые при высыхании образуют эластичную пленку (тот же сонет, или акриловая художественная краска) так лучше не делать – матовым станет только верхний слой, невысохшая краска потянется за кистью, и поверхность будет испорчена. А вот строительная краска вполне это выдерживает, и сохнет очень быстро, поэтому следующий слой можно наносить через 3-5 минут после предыдущего. Однако после последнего слоя грунта всю заготовку нужно как следует просушить.
Поверхность, загрунтованная строительной акриловой краской «Сплендор» — спустя 3 минуты после нанесения краски. Отсвечивают только те места, где краска еще влажная. Через 2-3 минуты можно наносить следующий слой.
Как понять, что грунт (или краска, или лак) высох достаточно?
Первый критерий мы уже выделили – это матовое или полуматовое отблескивание поверхности. Даже глянцевый лак в жидком состоянии отблескивает как вода, а в высохшем — по-другому.
Второй критерий – поверхность должна быть комнатной температуры. В процессе высыхания поверхность будет слегка прохладная, а когда процесс высыхания закончится, поверхность будет обычной комнатной температуры. Если сушите феном, то высохшая поверхность будет теплой.
Напишите, пожалуйста, в комментариях, была ли вам полезна статья. И всегда старайтесь обращать внимание на мелочи :)
Вам также может быть интересно:
Комментарии
НОВЫЕ СТАТЬИ
- Как придумать шкатулке платье, или снова о композиции в декупаже
- Имитация камня в декупаже: общие принципы, стилистика, композиция
- Как наносить грунт для декупажа? Часть 4.
- Подготовка деревянной поверхности к декупажу. Часть 3.
- Грунты для декупажа на стекле, металле, пластике. Часть 2
- Как выбрать грунт для декупажа? Часть 1.
НОВЫЕ МАСТЕР-КЛАССЫ
- Секрет успешных подрисовок. Смешиваем краски для художественного декупажа
- Стилистические характеристики двухкомпонентных кракелюров (Первый урок курса М2КК)
- Имитация бирюзы и серебра в декупаже. Шкатулка из бирюзы в серебре.
- Мастер-класс по декупажу с кракелюром и объемом: расческа «Рапунцель»
- Шкатулка «Психея»: гармоничное сочетание классики и фэнтези
- Декор елочки и шара: рельеф с гирляндами из потали
Да, статья понравилась. Я бы сэкономила много времени и денег, если бы знала это ранее…
Спасибо огромное, очень полезная статья, очень своевременна. Мне и в голову не приходило, что при нанесении шпатлёвки можно обойтись без мастихина и потом не тратить время и силы на обработку шкуркой… )))
Спасибо. Ваши статьи с очень полезной информацией! Не нужно тратить много денег и времени, а что и как лучше сделать можно узнать от вас с помощью двух щелчков мышкой.
Спасибо за полезную статью. Освещает много важных вопросов. )))
Выбор рисунка и его подготовка не отличается в разных видах и техниках декупажа. А вот разные техники приклеивания рисунка кардинально отличаются между собой.
Евгения,огромное спасибо за статьи: очень полезный и доступно изложенный материал!
25z8gu
8jkmk6
8c7p02
5fvwqi
pu4qwn
2r7qec
nlwxhg
v5u4gj
3a4sk7