Тень в декупаже — придаем объем
Сегодня мы поговорим еще об одном интересном приеме подрисовки мотивов с четкими краями – о тени.
Уточнение: речь не о цветной дымке, а именно о тени в прямом смысле этого слова.
Тень – это способ передачи объема у предмета, это выражение взаимосвязи между предметом и окружающим его пространством. В декупаже тень – это практически та же дымка, только не цветная.
Предположим, что мы приклеили на верх шкатулки вот такую композицию (фоновый узор и на нем карточка):
А теперь – рраз! — и мотив преображается:
А всего-то мы вокруг мотива сделали легкую тень (как будто свет падает на карточку сверху). А понадобится нам капля черной краски, замедлитель, короткая распушенная кисточка и 3 минуты времени. Ну да, еще нужна салфетка, чтобы убирать с кисти почти всю краску.
В этом примере карточка лежит, и мы смотрим на нее сверху. Но часто бывает, что предмет по нашей задумке стоит (и не важно, верх это шкатулки или боковины). Как быть в этом случае?
Конкретный пример: пирожное стоит на столе (очень вкусная картина австралийской художницы Alexandra Nea Graham). Посмотрите, как художница прорисовала тень и скажите, сможете ли вы такое повторить с другим предметом? Уверена, что да.
Кстати, обратите внимание, что край у тени не очень четкий, но все же очень заметный, т.е. здесь нам даже не нужно добиваться плавного исчезновения тени. Да и прорисовывать на самом предмете тень, полутень и рефлекс (как это делают в рисунке и живописи) тоже не нужно – не те масштабы :)
Итак, давайте структурируем информацию (подробно расписывать не буду, большинство моментов схожи с растушевкой (цветной дымкой).
Функции тени:
1. Снизить контраст между четкими краями мотива и фоном;
2. Слить предмет с поверхностью.
Где мы можем делать тень? Где можно ее не делать?
Тень можно делать для всех объектов, которые наш глаз привык воспринимать в каком-то окружении (на земле, на столе, на полу, на дороге и т.д). Если огурец висит на грядке и окружен огурцами, бутонами, усами и листьями на заднем плане, вокруг блики света и воздух, то мы делаем дымку (подробнее про цветную дымку здесь и здесь), а если огурец снят с грядки, вымыт и лежит на тарелке – то это уже натюрморт, и мы делаем тень.
Здесь будем делать дымку. |
Здесь художник уже сделал тень. |
Точно так же, если охапка цветов у нас на светлом фоне, то можно предположить, что это воздух и сделать растушевку, а если цветы стоят в вазе, то желательно сделать тень от вазы, а на самих цветах — хоть дымку, хоть тень, хоть все, что душе угодно.
Здесь снизу можно увидеть тень, а сверху — дымку, художественный фон и все, что угодно.
Не делать тень (и растушевку) можно в том случае, если мотив выполняет чисто декоративную функцию и не несет основную смысловую нагрузку (опять за подробностями – в статью по растушевке)
Техника создания тени та же, что и техника создания цветной дымки: капелька акрила, замедлитель высыхания или другой медиум, и все это мы прочпокиваем там, где хотим сделать тень.
Цвет тени может быть черный, темно-серый, черно-коричневый. Если тень слишком темная – добавьте больше медиума, если слишком бледная – добавьте больше краски. И, как всегда, ПОЛУСУХАЯ КИСТОЧКА!!!!! Никакой лишней краски!!! Кстати, можно делать тень не только нейтральными цветами, но и добавлять цвет самого предмета — ведь тень от синей вазы тоже может быть синей, просто более темной. На предыдущей картинке (много цветов) обратите внимание, что тень от листиков снизу у нас тоже зеленая, просто менее насыщенная и более темная.
Для тех, кто еще не научился делать ни тень, ни растушевку (цветную дымку) и еще не подписался на бесплатный курс по декупажу для начинающих в видеоформате – обязательно подпишитесь здесь. В 5 части курса я подробно показываю технику создания цветной дымки, ну а освоив ее, тень-то вы уж точно сможете сделать :) – принцип один и тот же.
Главные вопросы, на которые вы должны ответить перед началом работы с тенью:
- Откуда падает свет (сверху, справа, слева, спереди, т.е. с вашей стороны);
- Как расположен ваш предмет в пространстве (он стоит, как туфелька или пирожное, или лежит, как карточка на столе). При этом положение самой поверхности заготовки (например, это верх шкатулки или боковинки, или вообще крышка изнутри) можно не учитывать;
- Каков размер тени.
Естественно, эти вопросы взаимосвязаны, и одно влияет на другое.
Расположение тени по отношению к мотиву
Мы можем делать тень сбоку, если свет падает с другого боку:
Мы можем делать тень снизу и сбоку, если свет падает сверху и с другого боку:
Мы можем делать тень вокруг всего мотива, если свет падает с нашей стороны.
Можно также смещать тень на некоторое расстояние — это создаст эффект приподнятости предмета.
И ключевой вопрос: как это может выглядеть на практике?
В качестве примера покажу две свои последние работы, в которых я использовала этот прием. В обоих случаях это были не единичные картинки, а много картинок на большой поверхности (35-40 см). Первая работа – поднос-подушка с фотографиями и картинками заказчицы (лица я здесь закрасила, но фотографии очень живые и веселые).
На подносе четко видно тень вокруг каждого элемента, причем удивительно, что тени здесь играют ключевую роль: они объединяют мотивы даже больше, чем вживленные надписи!
Вторая работа – короб для украшений (длина около 35 см). Здесь тень есть возле каждого элемента, но она видна хуже (вообще, что цветная дымка, что тени, на фотографиях видны плохо, если вообще видны). Но все равно тени есть :)
На коробе же тень двух видов: сверху тень сделана в фотошопе. Удобно, реалистично, но не всегда быстро (чаще всего придется вырезать мотив из фона). Но мы же декупажницы, а не халявщицы, правда? Поэтому все остальные тени честно сделаны акрилом :)
Фотошоп :)
Акрил (видно плохо, но на фото всегда плохо видно).
Ну и еще несколько фото короба.
Нажмите на картинку, чтобы ее увеличить.
Вам также может быть интересно:
Комментарии
НОВЫЕ СТАТЬИ
- Как придумать шкатулке платье, или снова о композиции в декупаже
- Имитация камня в декупаже: общие принципы, стилистика, композиция
- Как наносить грунт для декупажа? Часть 4.
- Подготовка деревянной поверхности к декупажу. Часть 3.
- Грунты для декупажа на стекле, металле, пластике. Часть 2
- Как выбрать грунт для декупажа? Часть 1.
НОВЫЕ МАСТЕР-КЛАССЫ
- Секрет успешных подрисовок. Смешиваем краски для художественного декупажа
- Стилистические характеристики двухкомпонентных кракелюров (Первый урок курса М2КК)
- Имитация бирюзы и серебра в декупаже. Шкатулка из бирюзы в серебре.
- Мастер-класс по декупажу с кракелюром и объемом: расческа «Рапунцель»
- Шкатулка «Психея»: гармоничное сочетание классики и фэнтези
- Декор елочки и шара: рельеф с гирляндами из потали
Женя, спасибо за информацию. Я с Вами и Вашими уроками расту каждый день в декупаже!!! Женя, вопрос не по теме: край у шкатулки (узор) делался каким образом: приклеивался элемент и что-то дорисовывалось?
Ольга, ничего не дорисовывалось, это сплошная распечатка) Делала в фотошопе, подгоняла по размерам.