Совсем начинающим декупажницам посвящается…
Не так давно я сама была начинающей декупажницей, и я еще помню тот восторг, с которым я всем рассказывала, как это здорово, тот азарт, с которым я бралась за новые техники, ту жадность, с которой я рассматривала витрины магазинов для творчества.
А сейчас я наблюдаю эти восторг, азарт, жадность в глазах моих учениц, и мне становится радостно, что я смогла их вдохновить и увлечь за собой… Но в то же время хочется предостеречь их и других начинающих декупажниц от не совсем обдуманных действий и дать несколько подсказок, которые сделают их творчество более осознанным и эффективным.
Внимание! Эта статья предназначена именно для начинающих декупажниц!!! У продвинутых рукодельниц и мастеров уже сложились свои собственные методы работы и привычки, и я ни в коем случае не спорю с ними :) Поэтому, дорогие мои опытные рукодельницы, прежде чем оспаривать мои предложения, вспомните себя, в то время, когда вы только начинали декупажить, и поделитесь своими хитростями и наработками с начинающими!
Основная часть :)
1. Не скупайте все салфетки и декупажные карты подряд!
«Салфеточный хомякоз» — это излюбленное времяпрепровождение начинающих декупажниц, об этом написана не одна юмористическая заметка. Конечно, они такие красивые! Конечно, так хочется забрать все! НО! Практика показывает, что найти идеальную салфетку для конкретной работы очень сложно, потому что:
- салфетки редко подходят по размеру к заготовке, мотив либо слишком большой, либо слишком маленький;
- чаще всего, на салфетках присутствуют совершенно ненужные надписи или узоры, фон не однотонный, а, например, в полосочку;
- очень часто мотив просто-напросто обрезан. Вы хотите, к примеру, подрисовать недостающий лепесток у розы или донышко у бутылки с вином?
- также мотивы нередко заходят друг на друга, переплетаются. Все бы ничего, но часто при этом один мотив расположен вверх головой, а другой, естественно, вниз головой. Это не всегда и не везде будет красиво.
- Все это относится и к декупажным картам, а еще – они более толстые, придется либо их расслаивать (а для начинающих это, как правило, сложно), либо вживлять (что обычно кажется еще сложнее).
Поймите, что большинство салфеток выглядят красиво именно будучи САЛФЕТКАМИ))) И смотрятся совершенно по-другому, когда пытаешься подобрать мотив для конкретной заготовки.
Когда я начинала заниматься декупажем, я тоже набрала гору салфеток и пачку декупажных карт. И что бы вы думали? Из примерно 300 салфеток я до сих пор не использовала и тридцать, а из 15-16 декупажных карт использовала только две… Но удержаться от покупки очень и очень сложно, даже если это все понимаешь. Поэтому осмелюсь дать пару советов:
а) старайтесь покупать салфетку только к конкретной работе, когда заготовка уже куплена и работа продумана. Тогда прямо в магазине вы сможете приложить салфетку к заготовке и посмотреть, как она будет смотреться, есть ли на салфетке лишние детали и можно ли нормально вырвать мотив, чтобы обойтись минимальной подрисовкой.
б) подобрали салфетку к конкретной работе, а заодно выбрали 10 очень-очень красивых салфеток «впрок»? Оставьте хотя бы 5 из них в магазине! Не получается? Закройте глаза и представьте каждую из салфеток на какой-нибудь заготовке: как расположен мотив, какой у него фон, как выглядит работа в целом. Представили? Если у вас зачесались руки немедленно побежать домой и сделать эту работу, то салфетку можно брать. Если не зачесались и вдохновение не пришло, лучше оставить эту салфетку в магазине.
Как правило, салфеточные пристрастия у начинающих и у опытных декупажниц меняются: с опытом начинаешь покупать все больше салфеток не с мотивами, а с узорами, полосочками, клеточками и т.д., то есть те, которые можно использовать на боковинках заготовки и внутри. И их, как правило, выбираешь более осознанно, и вероятность того, что они будут нужны, все-таки немного выше.
Да, кстати, что, если вы все-таки уже успели набрать самых разных красивых салфеток и понимаете, что они не подходят для декупажа на нормальных заготовках? Есть вариант, который, возможно, вам подойдет — можно украсить интерьер картинами, выполненными в технике декупажа на холсте.
2. Не бойтесь пробовать разные материалы и заготовки, изучайте разные техники
Обязательно пробуйте все, к чему лежит душа. Старайтесь развиваться постоянно, в каждой работе делать что-то по-другому, использовать новые техники и приемы. Никогда не останавливайтесь на достигнутом. Научились клеить салфетку и растушевывать тени? Прекрасно! Теперь переходите к обратному декупажу, сложным фонам или шпатлевке через трафарет.
Страшно? Зря :) Нет сложных техник, есть мало опыта.
И еще: глаза боятся, а руки делают :)
3. Учитесь видеть образ работы с самого начала
. Прежде чем начать, представьте, как будет выглядеть готовая работа, какое настроение она будет нести, какие ассоциации вызывать. Чем четче вы представите образ, тем легче вам будет его воплотить. У меня есть такая привычка: если я хочу сделать конкретную заготовку (или использовать конкретную картинку, неважно), я ставлю ее на видное место и в течение дня не раз возвращаюсь к этой заготовке в мыслях. Постепенно образ заготовки занимает свое место где-то на задворках сознания, и работа над заготовкой ведется как бы в фоновом режиме: я занимаюсь своими делами, а где-то глубоко в мыслях бродит моя заготовочка, ее образ продумывается, вырисовывается, и в итоге оформляется полностью. Кстати, в таком состоянии спонтанно возникают особо удачные идеи, и тогда действительно хочется крикнуть «эврика!».
Не насилуйте себя и работу, не садитесь работать в плохом настроении или спешке. Очень редко в таких условиях получается действительно удачная работа: либо все идет наперекосяк, либо просто ничего не выходит. Творческий процесс – это процесс правополушарный и очень нежный, тонкий, его нельзя насиловать! Работа должна созреть и родиться в сознании сама, а для этого ей просто нужно место в вашей голове. Ну а если ничего в голову так и не пришло – что ж, значит, еще не время. Главное – творческий процесс уже запущен, просто перестаньте его контролировать).
4. Мысленно проделайте все этапы работы от начала до конца:
Грунтовка заготовки (шкурка, грунт или краска, нанесенные губкой или кисточкой и т.д.), приклеивание мотива (какого, каким способом), подрисовка (где, какими красками, какой должен быть эффект), дополнительные техники и приемы, оформление, лакировка – представьте все-все в деталях, очень подробно. Лично мне это помогает, во-первых, четко увидеть образ, во-вторых, сэкономить время (когда я сажусь за работу, я уже знаю, что и как я сейчас буду делать, и уже не трачу время на продумывание этапов работы). При этом в процессе вы, возможно, захотите что-то поменять – не страшно, бывает :) Работа рождает себя сама, нам нужно лишь настроиться на нее. В любом случае, тщательное продумывание работы – это большой опыт, который помогает развить видение и воображение, а также, собственно говоря, запустить в сознании сам творческий процесс.
5. Учитесь фотографировать свои работы красиво.
Причем без оправданий, что вы учитесь декупажу, а не фотографии. И не страшно, что первые работы – не шедевры: из-за четкой фотографии с правильной цветопередачей еще ни одного новичка с декупажного форума не выгоняли. Наоборот.
Опять же, никогда не останавливайтесь на достигнутом, стремитесь сделать каждую свою фотографию лучше предыдущей. Уверяю вас, от этого процесса можно получать не меньше удовольствия, чем от самого декупажа!
Кстати, в этом вам могут помочь вот эти статьи (в них описаны основные ошибки начинающих рукодельниц-фотографов):
Как НЕ надо фотографировать: 12 ошибок при фотосъемке рукодельных работ. Часть 1
Как НЕ надо фотографировать: 12 ошибок при фотосъемке рукодельных работ. Часть 2
Как НЕ надо фотографировать: 12 ошибок при фотосъемке рукодельных работ. Часть 3
6. Выкладывайте работы на декупажные сайты и форумы.
Но! Определите для себя, чего вы хотите: а) показать, какая вы молодец; б) похвастаться и получить конструктивную критику; в) получить конструктивную критику и совет, как улучшить работу.
Не обманывайте себя!
Похвастаться и услышать в ответ «молодец» — это просто потребность в признании, это не всегда бывает плохо (если, конечно, вы не считаете себя звездой, способной в первый же раз сотворить шедевр, достойный места в Эрмитаже). Если вы четко определите свои мотивы, то вам легче будет принять любые комментарии в адрес своей работы. Ну а если вы еще и честно сообщите о своих ожиданиях от комментаторов (например, «поддержите меня», «похвалите, пожалуйста»), то и комментаторам будет легче, и вам никаких неприятных сюрпризов не будет. Главное – не обманывайте ни себя, ни других!
Однако, в любом случае, будьте готовы к критике. Разделяйте критику на конструктивную и неконструктивную. Из конструктивной критики можно многому научиться (если, конечно, у вас есть такое желание), а неконструктивную, типа «что за фигня у тебя получилась, иди учись салфетку без складок клеить, дурочка», не воспринимайте близко к сердцу. Те, кто это пишут, сами считают себя звездами, и не стоит тратить на них свои нервы.
Итак, получив несколько критических комментариев к своей работе, не спешите удалять свою учетную запись и обижаться. Сначала четко определите для себя: хотите ли вы по-настоящему учиться? Хотите ли действительно повышать свой уровень? Если да, то прекрасно, у вас есть все шансы стать профессионалом. Если же вы считаете, что вам нечему учиться и ваши работы и так идеальны – тогда можете обижаться и удалять учетную запись. И статью можете не дочитывать)))
7. Читайте, читайте, читайте. Смотрите, смотрите, смотрите.
Форумы, мастер-классы, статьи, чужие работы, комментарии… Чем больше полезной информации вы изучите, тем… Даже не буду писать дальше, ведь это очевидно:)
По поводу просмотра чужих работ скажу отдельно. Я несколько раз встречала мнение, что, если смотреть, что делают другие декупажницы, то поневоле начнешь плагиатить. Так вот, это не так. Прежде всего, чужие работы – это источник вдохновения. Глядя на работы других, хочешь скорее бежать и работать, работать) Во-вторых, чужие работы – это, действительно, источник идей. Но это совершенно не значит, что вы сядете и будете делать одни повторы. Существует столько картинок, техник, приемов, материалов, из которых нужно составить гармоничный образ, что вероятность случайно повторить чужую работу ничтожно мала. В третьих, чужие работы – это возможность узнавать новые техники, новые материалы и приемы и их сочетания, это постоянный источник полезной информации. Ну а в-четвертых, некоторые заготовки (и мотивы) настолько прочно ассоциируются в массовом сознании с определенными мотивами (и заготовками), что похожие друг на друга работы могут родиться одновременно у двух декупажниц в Харькове и Владивостоке, причем независимо друг от друга.
Я вывела для себя такое понятие как «насмотренность» — это такое состояние сознания декупажницы, в котором мозг постоянно генерирует образы новых работ, сочетаний материалов, приемов и техник и т.д. Но это состояние возможно только тогда, когда вы «насмотрелись» огромное количество чужих работ и в сознании отпечатались все эти разные техники, приемы, заготовки, идеи и т.д. Это еще одна возможность запустить творческий процесс в фоновом режиме. Конечно, при этом важно не только мыслить, но и действовать))) Причем иногда с большой скоростью, ведь новые идеи появляются быстрее, чем ты успеваешь реализовать старые.
8. Учитесь работать с распечатками!
Представьте, сколько красивейших картин можно найти в интернете – никогда и нигде вы не найдете таких салфеток и декупажных карт! Причем любой рисунок можно подкорректировать, чтобы он идеально подходил по размеру и цвету к вашей работе. И пусть работать с распечатками немного дольше, чем с салфетками и картами – поверьте, это того стоит. Полюбуйтесь, например, на картины Josephine Wall, Sonie Ames, Thomas Kinkade, Susan Wheeler, Sandy Lynam Clough, Donald Zolan – разве можно остаться равнодушным к этим именам, дорогим и любимым практически всеми декупажницами?
9. Перестаньте бояться подрисовки и теней!
Учитесь смешивать цвета – это не так сложно, как кажется, уверяю вас! Почувствуйте в себе азарт: смогу ли я подобрать такой же цвет, как на мотиве? Главное, как всегда, практика. Если в первый раз подрисовка слив на досочке заняла у меня несколько часов, то сейчас ту же самую работу я проделаю минут за 10-15: глаз уже научился видеть составляющие цвета, а рука – растушевывать акрил с медиумом.
Для тренировки можно выбирать любой цвет с картинки и смешивать краски, стараясь получить этот цвет акрилом. Обязательно учитывайте, что при высыхании акрил немного темнеет!
10. Творите больше!
Попросите мир позаботиться о качестве, а сами позаботьтесь о количестве :) Дарите свои работы тем, кто сможет их оценить, и не забывайте про себя: с помощью декупажа вы можете преобразить свой дом, и он будет вдохновлять вас и поддерживать: всякий раз, проходя мимо собственноручно задекупаженной шкатулки с украшениями или досочки, банки для кофе и т.д., вы будете думать «а я все-таки молодец!», и сразу повысится настроение, и вы начнете улыбаться!
Сапожник без сапог? Пусть это будет не про нас! Изменить мир можно только начав с себя, поэтому, дорогие мои девочки, мастерицы, умницы, давайте любить не только других, но и себя, и почаще делать себе декупажные подарки: мы их заслужили, уверяю вас!
Комментарии
НОВЫЕ СТАТЬИ
- Как придумать шкатулке платье, или снова о композиции в декупаже
- Имитация камня в декупаже: общие принципы, стилистика, композиция
- Как наносить грунт для декупажа? Часть 4.
- Подготовка деревянной поверхности к декупажу. Часть 3.
- Грунты для декупажа на стекле, металле, пластике. Часть 2
- Как выбрать грунт для декупажа? Часть 1.
НОВЫЕ МАСТЕР-КЛАССЫ
- Секрет успешных подрисовок. Смешиваем краски для художественного декупажа
- Стилистические характеристики двухкомпонентных кракелюров (Первый урок курса М2КК)
- Имитация бирюзы и серебра в декупаже. Шкатулка из бирюзы в серебре.
- Мастер-класс по декупажу с кракелюром и объемом: расческа «Рапунцель»
- Шкатулка «Психея»: гармоничное сочетание классики и фэнтези
- Декор елочки и шара: рельеф с гирляндами из потали
Очень полезная статья, спасибо. Согласна по всем пунктам на 100 процентов!
Как нельзя во время эти советы, Евгения! Я Вами не нарадуюсь! Браво!
Восхитительная статья!! Особенно про салфеточки. Вот мне бы такую установку вначале — половину салфеток точно бы не купила, а потратила эти деньги на заготовки. Теперь всех их использовать можно, наверное, только на даче, зажекупажив у себя все стенки веранды и (извините) туалета. И еще всем соседям предложить свои услуги по декору самого посещаемого строения :)).
Спасибо :) Я в самом начале две большие коробки набрала… Так и лежат) Только дачи нет, нечего обклеивать))
Спасибо большое за советы!
Особенно про салфетки. Думала, чем больше будет, тем лучше. Теперь не будут скупать все подряд…
Удачи Вам!
Пожалуйста! И Вам удачи!
Спасибо, Евгения, Вы объясняете все очень доступно. Увлеклась декупажем не на шутку, отвлекает от проблем, радость от процесса получаешь, хочется что-то новое сделать. Здорово!
Елена, спасибо!
Спасибо огромное за советы. Я никогда и ничем не увлекалась так сильно, как захватил меня декупаж, но сейчас очень хочу научится и чувствую, что у меня хватит усидчивости, может быть не хватает воображения, но я стараюсь, ваши советы очень кстати, спасибо.
Евгения спасибо за статью, по счастью я успела ее прочитать перед покупкой салфеток и как итог купила, хорошо всё обдумав, нужное количество рисовых карт.
Светлана, поздравляю! Вы одна из немногих, кто прочитал это перед покупкой салфеток, а не после этого :)
Евгения, большое спасибо вам за уроки, особенно за то, что вы всё так подробно рассказываете, приводя примеры как лучше делать и почему. Я только начала заниматься этим увлекательным делом и оно доставляет мне массу удовольствия. Расскажите пожалуйста, как делать дымку с помощью пастели. Спасибо.
Ольга, насчет цветной дымки пастелью — тут все несложно, главное — подготовить поверхность заготовки, выровнять и зашкурить аккуратно. А потом мягко втирать сухую пастель. Но я предпочитаю акрил, это чуть сложнее, зато не надо идеально вышкуривать.