Еще раз о цветной дымке и растушевке в декупаже. Акрил vs пастель
Здравствуйте, дорогие коллеги-декупажницы!
В последнее время мы много работали со сложным художественным фоном, и уже почти научились его подрисовывать.
Однако по вашим письмам и фотографиям я вижу, что непонятки остались с цветной дымкой (растушевкой). Неудивительно, ведь это одна из самых сложных тем для начинающих декупажниц, и с ней всегда возникает много вопросов, несмотря на подробное видео в бесплатном курсе по декупажу для начинающих (кто его еще не получил — скорее сюда). Давайте разберемся с самого начала.
Итак, цветная дымка (растушевка) в декупаже: что это такое?
Сначала договоримся о терминологии. Этот прием называют растушевкой или цветной дымкой, иногда по ошибке – тенями. Растушевка или цветная дымка – это одно и то же, а тени – это уже способ прибавить предмету объем, а не просто слить мотив с поверхностью, да и техника там немного другая, поэтому про тени поговорим в другой раз.
Цветная дымка (растушевка) – это прием в декупаже, который позволяет влить мотив с четкими краями в окружающий фон путем создания вокруг мотива полупрозрачной дымки того же цвета, что и прилегающий участок мотива.
Похоже на абзац из учебника по декупажу, верно? Жаль, что таких учебников нет, хотя я бы с удовольствием написала парочку)))
Повторю по-человечески :) Итак, у нас есть мотив с четкими краями.
Напомню: мотив с четкими краями по моей классификации – это мотив, который мы можем вырезать по четкому контуру, при этом окружающий фон на салфетке, декупажной карте или распечатке будет любой однотонный, либо полосатый, с узорами – неважно. Главное – на салфетке рисунок не связан с фоном, существует сам по себе, а фон – сам по себе. Подробнее про классификацию мотивов в декупаже и приемы работы с каждым типом мотивов читайте в статье «Как выбрать картинку для декупажа».
Мы приклеиваем этот мотив на заготовку на уже готовый фон (например, белый или кремовый, или желтоватый), и видим, что мотив выглядит, как аппликация. Он не связан с фоном заготовки, он существует отдельно, сам по себе.
Тогда мы размешиваем краски и делаем растушевку зеленым вокруг зеленого листика, желтым вокруг желтого цветочка и т.д. При этом насыщенность цвета дымки меняется от более насыщенного ближе к мотиву до полного плавного исчезновения.
Посмотрите, как меняется восприятие этого рисунка, когда мы растушевали края. Кажется, что вокруг — воздух, свет, пространство…
Функции цветной дымки (растушевки) в декупаже
1. Снизить контраст между резкими, четкими контурами мотива и окружающим фоном.
2. Слить мотив с фоном (наша цель – когда мотив как будто живет на этом фоне).
3. Придать фону живописность, выразительность, живость.
Меня всегда беспокоил вопрос: откуда вообще берется цветная дымка? Ведь вживую мы не видим никакого красного ореола вокруг красной розы :)
Конечно, в реальности цветной дымки вокруг предметов мы не видим, однако:
1. Воздух имеет плотность, и в реальности мы никогда не видим предметы идеально четкими, края у них хоть чуть-чуть, да размыты из-за плотности атмосферы.
2. В реальности мы всегда видим светотени на предмете и окружающем его пространстве, и в том числе, тень, падающую от предмета. Таким образом, все объекты оказываются связанными друг с другом, они влияют друг на друга, живут вместе, а не каждый сам по себе.
3. Тень, падающая от предмета, не бывает чисто серая, черная или коричневая. В ней будет присутствовать цвет того предмета, который ее отбросил.
4. Нам важна не реалистичность, а художественная выразительность, цельность, живописность работы. Если мы работаем не с фотографическим изображением, а с нарисованным (будь то отсканированная картина или цифровая живопись), то мы вполне имеем право повысить выразительность работы, используя художественные приемы.
Ножницы или руки: вырвать или вырезать?!
Очень часто в описании декупажа говорится, что мотив скурпулезно вырезается маникюрными ножницами. С другой стороны, более опытные декупажницы как раз почти всегда вырывают мотив. Кому верить и как это влияет на нашу растушевку?
Давайте вспомним, зачем мы вообще вырываем мотивы, а не вырезаем их. Наша задача – имитация нарисованного изображения, поэтому, во-первых, поверхность наощупь не должна иметь перепада высот и, во-вторых, наша подрисовка не должна бросаться в глаза, а должна быть органичным продолжением мотива.
Поэтому, когда мы приклеиваем мотив с вырванными краями, нам затем нужно выровнять поверхность как можно более тщательно (2-3 слоя лака и аккуратно подшкурить), а потом уже переходить к подрисовке, потому что дымка акрилом лучше ложится на ровную поверхность. Ну а дымка пастелью на неровной поверхности получится вообще некрасиво.
Если мы вырезаем большой и достаточно ровный мотив, то дымку будет делать легче, потому что не надо будет шкурить оборванные края, но лаком нужно покрыть все равно (тоже 2-3 слоя). Зато потом, после всей подрисовки, нам придется наносить гораздо больше слоев лака, чтобы сровнять обрезанный край с остальной поверхностью. Вы готовы наносить на работу не 8-10 слоев, а 15-18? Лично я нет (да простят меня сторонники классического декупажа :)
Итак, если мы вырываем мотив, то выровнять поверхность нам проще, потому что края мотива истончаются постепенно. Но при этом перед дымкой нам нужно выровнять поверхность.
Если мы вырезаем мотив, то делать дымку моно почти сразу, зато потом придется на работу наложить намного больше слоев лака. Что выбирать – решайте сами.
Кстати, мотив с разными тоненькими травинками или лохматыми веточками вырезать сложно и долго, и дымку на нем делать неудобно – лучше однозначно вырывать.
А теперь самый главный вопрос.
Акрил vs пастель: кто кого?
Давайте попробуем свести плюсы и минусы обоих вариантов в одну таблицу.
Плюсы | Минусы | |
Пастель | Ровный нежный цвет, идеальный переход цвета
Легкость в работе – очень легко наносить и растушевывать |
Нужно фиксировать пастель специальным лаком (фиксативом для пастели или хотя бы лаком для волос, но тут есть нюансы)
Пастель ложится только на матовый лак и подшкуренную поверхность Пастель плохо ложится на неровную поверхность – либо ямки и впадины остаются вообще неокрашенными, либо, наоборот, становятся более насыщенными, потому что в них набивается порошок пастели. Сложнее достичь высокой яркости |
Акрил | Легко смешивать краски в процессе
Живописный вид за счет не всегда ровных переходов Можно работать по не очень ровной поверхности, не требуется идеального выравнивания Можно подрисовку совместить с растушевкой Не требуется фиксация аэрозолями (а они ж пахнут) |
Сложнее свести дымку на нет, сгладить четкую границу дымки |
Итак, основное отличие, по которому следует делать выбор:
Пастель требует очень хорошей подготовки поверхности до и после растушевки.
Если мы вырезаем фрагмент, то дымку будет делать легко, но потом придется покрывать работу гораздо большим количеством слоев лака, чтобы скрыть вырезанный край. Если мы вырываем фрагмент, то перед дымкой нужно идеально выровнять поверхность, т.е. это 7-8 слоев лака минимум и, конечно, прошкуривание.
Но зато с пастелью новичкам работать гораздо легче – она очень легко и приятно ложится и очень легко растушевывается.
Акрил не требует идеальной поверхности – достаточно покрыть поверхность 2-3 слоями лака и слегка пошкурить. И после растушевки мы уже имеем мотив, довольно хорошо слитый с фоном, и слоев лака для идеально гладкой поверхности требуется меньше. Экономия времени – несколько дней (по крайней мере, для меня).
Зато новичкам освоить растушевку акрилом труднее – иногда получается пятнистая поверхность, границы бывают четкими, краска может пузыриться от губки, да и замедлитель высыхания или специальные медиумы найти в магазинах бывает сложно (следующее мое видео будет как раз о том, какие ошибки новички чаще всего допускают в растушевке).
Но мое личное мнение – чем больше вы работаете с красками, кистями и губками, тем легче вам будет освоить самые разные способы подрисовки и создания сложных фонов и эффектов. А без подрисовки в декупаже никуда!!!!!!!!!! Поэтому не бойтесь, пробуйте, пробуйте и пробуйте – рано или поздно обязательно получится!!!!!
В общем, плюсы и минусы обоих способов я описала – выбирайте удобный для себя, но обязательно осваивайте способ с акрилом – пригодится и добавит полезного опыта! Подробнее о цветной дымке акрилом — в бесплатном курсе «Декупаж для начинающих: все секреты в видеоформате»
А в следующей статье читайте о наиболее частых ошибках в цветной дымке акрилом и о том, когда цветная дымка вообще не нужна.
Понравился мастер-класс? Жмите «Мне нравится!» и и не забудьте нажать на стрелочку «рассказать друзьям»!
Вам также может быть интересно:
Комментарии
НОВЫЕ СТАТЬИ
- Как придумать шкатулке платье, или снова о композиции в декупаже
- Имитация камня в декупаже: общие принципы, стилистика, композиция
- Как наносить грунт для декупажа? Часть 4.
- Подготовка деревянной поверхности к декупажу. Часть 3.
- Грунты для декупажа на стекле, металле, пластике. Часть 2
- Как выбрать грунт для декупажа? Часть 1.
НОВЫЕ МАСТЕР-КЛАССЫ
- Секрет успешных подрисовок. Смешиваем краски для художественного декупажа
- Стилистические характеристики двухкомпонентных кракелюров (Первый урок курса М2КК)
- Имитация бирюзы и серебра в декупаже. Шкатулка из бирюзы в серебре.
- Мастер-класс по декупажу с кракелюром и объемом: расческа «Рапунцель»
- Шкатулка «Психея»: гармоничное сочетание классики и фэнтези
- Декор елочки и шара: рельеф с гирляндами из потали
спасибо за объяснения кратко но понятно
Я б не сказала, что это кратко))) Наоборот, это, возможно, больше, чем нужно :)