Как придумать шкатулке платье, или снова о композиции в декупаже
Создание любого декора – это, конечно, прежде всего творчество. Творчество в продумывании идеи, образа, в выборе основных элементов для реализации этой идеи. Творчество нас греет, поддерживает, это наш ресурс.
Воплотить же эту идею – чисто техника. Нанести трафарет, запатинировать, проявить кракелюрные трещинки – это все, как правило, еще интересно. Загрунтовать, приклеить, покрасить, а уж особенно залакировать – не знаю, как для вас, но для меня это такая рутина, что временами просто приходится себя заставлять это делать :( Хотя, наверное, для кого-то это медитативный процесс, под который хорошо думается или расслабляется – завидую таким людям))))
А вот все, что находится между творчеством и техникой – это логика. Причем логики этой в декоре довольно много. Я бы даже сказала, что в работе примерно 25% творчества, 37% логики и 38% — техники. Ладно, иногда может встречаться пропорция и 33/33/33 :)
Логику можно назвать и по-другому – композицией))) Композиция придумана не с потолка, она основана на вполне определенных законах человеческого восприятия. Конечно, однозначно сформулировать, что с чем нужно сочетать — невозможно.
Тут как раз очень много творчества: один и тот же мотив можно оформить десятком разных способов, и все они будут подходить и давать на выходе гармоничное целое.
Но как только мы определились с парой техник и элементов, и начинаем думать, какими эти элементы должны быть и что еще нужно добавить, дальше уже (в идеале) начинается чистая логика и композиция.
Очень хорошо это можно продемонстрировать на таком примере. Представьте, что вы шьете себе платье (или костюм). Вы не шьете его из первой попавшейся ткани по первой попавшейся выкройке, верно? Вы шьете его очень логично и композиционно обоснованно.
1. Вы смотрите на свою фигуру. Она имеет определенные особенности, и вы решаете, что в вашей фигуре нужно подчеркнуть, а что скрыть.
2. Вы шьете платье не просто куда-нибудь, вы шьете его для конкретных ситуаций. Для дома это будет одно платье, для повседневных выходов – другое, для торжественных случаев – третье и т.д.
3. Вы подбираете рисунок и цвет ткани к лицу – вы знаете, что есть «ваши» цвета, а есть «не ваши». За это отвечает ваш цветотип – сочетание цвета ваших глаз, волос, кожи. Кроме того, цвет и рисунок обязательно должны нравиться вам самим.
4. В это платье вы закладываете конкретный образ, т.е. какой вы хотите видеть себя в этом платье, и какой вы хотите, чтобы вас видели другие.
5. Вы учитываете свой возраст: в 30 лет вы уже не возьмете фасон платья для пятнадцатилетней девочки.
6. Вы учитываете практичность и удобство, подбираете ткань и фасон так, чтобы платье было удобно носить, и чтобы оно выдержало как можно больше и носки, и стирок.
7. Все застежечки-вытачки-пуговки, точно так же, как вырез и воротник, воланы, рукава, пояс и т.д. вы тоже выбираете не просто так, а чтобы это смотрелось красиво, уместно и по фигуре.
А теперь вопрос – сколько тут творчества, а сколько – логики и композиции?
Теперь давайте перенесем все это на шкатулку (или любую другую декупажную работу).
Наша заготовка – это наша фигура. Она будет обладать особенностями, отличающими ее от других заготовок: это ее размеры, это ее формы, выступы, кантики, высота крышки, способ открывания-закрывания, назначение и т.д. К примеру, круглая она или квадратная, или прямоугольная; линии простые, прямые или изысканные, плавные, пластичные или сверхпластичные.
Наш декор должен соответствовать всем особенностям нашей шкатулки, точно так же, как платье должно соответствовать нашей фигуре. Более того, он должен их подчеркивать, представлять в выгодном свете (в мастер-классе по шкатулке «Психея» я уже писала, что, чем больше элементов мы используем в оформлении работы, тем больше это сочетание будет индивидуализированным, характерным именно для этой заготовки с этим мотивом, и ни для какой больше).
Идем дальше. Мотив – это наше лицо. Как лицо говорит о нашем цветотипе, о возрасте, часто даже о характере, так и мотив может рассказать нам очень многое о том, какое окружение для него уместно, на какой работе он должен находиться. Пример из практики – какой цвет выбрать для оформления тарелки с этим мотивом:
Автор – Susan Wheeler (ссылка на картинки для распечатки)
Первое предложение было традиционное – золото. Все мы любим золото (и поэтому чпокаем его куда надо и куда не надо), однако будет ли это золото тут уместно? Мотив у нас природный, в природе же золото наблюдается только в слитках глубоко под землей)))
Остается два варианта. Первый вариант – взять цвет и идею оформления с какого-то из элементов картинки (например, с платьев, скатерти, тыквы). Второй вариант – подумать, где мы вообще можем увидеть (не в прямом смысле, а в нашем воображении, конечно) такую картину. Где мы находимся, что нас окружает, когда мы смотрим на счастливую семью мышей за чаем возле их домика под корнями деревьев. И тогда все очевидно, мы находимся в лесу, вокруг нас кусты, трава, ветки (кстати, они на мотиве тоже есть).
Значит, можно смело брать желто-зеленый, зеленый и коричневый цвета, тогда этот мотив будет помещен в привычный, соответствующий ему контекст, пусть даже это будут только цвета, нанесенные губкой по ободку, нашему сознанию этой связи достаточно. Более того, никакого сложного декора не требуется, ведь наш мотив сам по себе простой и домашний. Используя простое оформление с зеленым или коричневым, мы не забиваем мотив, а подчеркиваем его, выдвигаем на передний план.
Различные техники – это само платье. Какие цвета мы в них используем, какие фактуры, текстуры, стили – это все пояски-застежки-пуговки, вытачки, вырезы и другие особенности нашего платья. Они должны быть уместны, но при этом не должны бросаться в глаза сильнее, чем доминанта нашей композиции, то есть мотив.
При этом они не могут быть взяты с потолка, они должны быть четко связаны с мотивом, заготовкой, а также между собой. Чем больше таких связей, тем лучше, тем работа будет более цельной. Если какой-то элемент не связан с другими или связь очень слабая, то он выглядит лишним или неуместным.
Чем больше связей между элементами работы, тем более целостной она выглядит.
Поэтому:
1. Чем тщательнее мы продумываем все нюансы нашей работы, тем лучше будет сидеть наше «платье».
2. Старайтесь не просто делать работу, но анализировать, что вы делаете, а главное, почему вы так делаете. Полагайтесь на ощущения, но учитесь также их выражать и объяснять. Это очень полезный навык: часто ощущения подводят и тогда на помощь приходит логика.
3. Каждый элемент должен быть обоснован. Он должен выполнять определенную функцию, но не функцию «наличия». Для каждого элемента на работе задавайте себе вопрос: для чего нужен этот элемент, что он дает моей работе, с какими еще элементами он связан и в чем заключается эта связь.
4. Чтобы было легче, посмотрите, какой это элемент, охарактеризуйте его. Если это трафарет, то какие у него очертания, каков размер трафарета и сколько пространства остается вокруг него, есть ли там что-то сюжетное, или он нейтральный, если сюжетный – то насколько рисунок стилизован (условный он или реалистичный), в каком он стиле, есть ли симметрия и динамика и т.д. Если это кракелюр, то какого размера трещинки и какого размера ячейки, каков характер линий. Вы удивитесь, как много характеристик можно назвать у разных элементов! А после этого, как вы выделите хотя бы 5-6 характеристик, обязательно подумайте, все ли они подходят к этой работе, и можно ли изменить что-то не слишком подходящее.
5. Если встал выбор, что лучше использовать из двух элементов (например, два способа окрашивания, или два способа оформления боковин), попробуйте рассуждать логически. Как выглядит работа с первым элементом и как со вторым. Что дает работе первый элемент, и что – второй. Какие характеристики у первого элемента и какие – у второго, какой набор характеристик лучше подходит к этой работе и почему. Примерьте разные варианты, сделайте образец с одним и с другим, также можно нарисовать эскиз (к примеру, чтобы посмотреть сочетание цветов и соотношение размеров этих цветовых пятен).
6. Если не можете решить, нужен ли элемент вообще, ответьте на вопросы: какой работа выглядит с этим элементом и какой без него, насколько уместно он смотрится. В идеале с любым элементом нужно добиваться ощущения, что чего-то другого вообще не может и не должно быть.
7. Плохо, если на работе чего-то не хватает, и плохо, если в работе всего чересчур. Но лучше пусть не хватает – гораздо легче потом добавить недостающее, чем сошкуривать, сдирать и переделывать часть работы.
8. Тщательно отслеживайте, сколько внимания привлекает к себе каждый элемент. Если появляется что-то, что кажется нелогичным, чрезмерным, лишним, если оно вызывает сомнения – думайте логически, что не так и как это исправить.
9. Не пытайтесь вымучивать, если работа «не идет». Иногда нужно время, иногда нужно просто расслабиться и запустить процесс «в фоновом режиме» — вы что-то делаете, а мозг спокойно и расслабленно думает о работе или даже вообще не о работе. Думает-думает себе, и вдруг раз – инсайт! Все, картинка сложилась, можно идти творить дальше.
Все эти рекомендации, возможно, поначалу выглядят слишком сложными. Может, вам сейчас кажется, что весь этот идеальный декор – это для супер-мастеров, а не для простых рукодельниц. Но это только кажется!
Красивая, гармоничная работа не зависит от количества и сложности техник, которые вы знаете. Даже если вы – совсем-совсем начинающая декупажница, все равно вы можете создавать целостные, красивые работы с теми техниками, которые вы уже знаете!
А для этого нужно сначала изменить отношение к вашему творчеству. Попробуйте вкладывать в него больше смысла, чем просто клеить и красить. Почувствуйте себя феей-крестной и сотворите вашей шкатулке то единственное платье, в котором она сможет пойти на бал:) И тогда каждая ваша работа будет замечательной и неповторимой, даже если по техникам она совсем простая!
Курс для будущий фей-крестных
«Гармония и композиция в декупаже»
- Мы будем разбирать правила композиции, знание которых всегда требуется в декупаже и других декоративных работах.
- Мы будем развивать композиционное видение, учиться не только чувствовать гармонию, но и объяснять, формулировать: что не так, почему, и как это можно исправить.
- Это не формальная композиция на плоскости и не композиция в интерьере. Это уникальный авторский курс, разработанный специально для декупажниц и декораторов.
Скорее! Скоро полночь начало!
Не успеваете оплатить? Оформите заказ сегодня и получите отсрочку оплаты до второго вебинара!
Вам также может быть интересно:
Комментарии
НОВЫЕ СТАТЬИ
- Как придумать шкатулке платье, или снова о композиции в декупаже
- Имитация камня в декупаже: общие принципы, стилистика, композиция
- Как наносить грунт для декупажа? Часть 4.
- Подготовка деревянной поверхности к декупажу. Часть 3.
- Грунты для декупажа на стекле, металле, пластике. Часть 2
- Как выбрать грунт для декупажа? Часть 1.
НОВЫЕ МАСТЕР-КЛАССЫ
- Секрет успешных подрисовок. Смешиваем краски для художественного декупажа
- Стилистические характеристики двухкомпонентных кракелюров (Первый урок курса М2КК)
- Имитация бирюзы и серебра в декупаже. Шкатулка из бирюзы в серебре.
- Мастер-класс по декупажу с кракелюром и объемом: расческа «Рапунцель»
- Шкатулка «Психея»: гармоничное сочетание классики и фэнтези
- Декор елочки и шара: рельеф с гирляндами из потали
c1elza
n7g4sa
1vkvet
rl3i27
xytawi