Мастер-класс: советская мебель — из Золушки в принцессу
Жила-была старая советская подставка для цветов… Немного неуклюжая, обшарпанная, в общем, абсолютно ничего особенного.
Такие предметы часто выбрасываются без сожаления, но этой подставке повезло: Золушка вдруг получила возможность стать принцессой! Декор в классическом стиле: рельефы, золото, благородная старина… Об этом она даже не мечтала! Теперь ей одна дорога – на бал!
Материалы:
- Деревянная советская подставка для цветов из лакированной фанеры
- Белая строительная акриловая краска
- Салфеточный мотив, декупажная карта или распечатка с винтажным букетом без фона
- Акриловые краски, вода
- Шпатлевка или рельефная паста в тюбике с тонким носиком
- Акриловый лак, лак на сольвентной основе или очищенный шеллак
- Клей для потали на водной основе, рельефный клей для потали (Stamperia)
- Поталь в листах золотая
- Битумный лак или битум
- Бахрома шторная
- Клей момент-гель секундный
Инструменты:
- Наждачка, желательно также шлифмашинка
- Мастихин, стек для пластилина или шпатель с ровным срезом
- Трафареты: узкий бордюр, завиток, бумага любая
- Кисти, губки кухонные
- Тряпочки
- Клеевой пистолет
- Ножницы
На эту подставку я смотрела давно… Немного изогнутые ножки и точеный элемент посередине выглядят… не скажу, что очень изящно, но все-таки довольно интересно, со слабеньким намеком на изысканные классические формы.
Вариантов декора такой подставки довольно много – подойдут и прованс, и любимый почти всеми декупажницами шебби-шик, но, в силу большой любви к золоту (потали) и классическим стилям я решила усложнить себе задачу и сделать стилизацию под изящную дворцовую мебель.
1. Сошкуриваем лак во всех доступных местах. Это нужно сделать, потому что лак этот старый, скорее всего, какой-нибудь полиэфирный, и предсказать его поведение в сочетании с акрилом невозможно. Шлифмашинка помогает избавиться от него на ровных поверхностях, наждачкой работаем на стыках деталей. В недоступных местах можно оставить, там все равно будет патина.
2. Заделываем шпатлевкой все трещины, неровности, вмятины, особенно на столешнице и на срезе столешницы (фанера старая, там этого добра хватает).
3. Вышкуриваем заделанные шпатлевкой неровности, затем грунтуем строительной акриловой краской всю подставку. Слоев понадобится 2-3. Работаем широкой синтетической кистью, желательно пожестче (я взяла самую старую), чтобы кисть оставляла следы-бороздки. Щетину брать не надо, будет слишком рельефно. Грунтовать нужно без подтеков, чтобы потом не прошкуривать, ведь при вышкуривании от наших бороздочек ничего не останется, а они нам еще нужны. Направление кисти на ножках – только вдоль.
Буквально на следующий день на белом грунте кое-где проявились желтые пятна от остатков лака или какой-то пропитки. Это было ожидаемо – от старой мебели вообще можно ждать чего угодно, поэтому заранее лучше выбирать декор под старину. Желтые пятна мне нужны, их нужно будет еще усиливать патинированием.
4. Приклеиваем распечатку (я делала распечатку винтажной картинки лазерным принтером на рисовой бумаге для каллиграфии). Выравниваем границы распечатки, лакируем в несколько слоев, чтобы скрыть перепады по высоте, если они есть. Затем подрисовываем распечатку, если это необходимо. У меня подрисовка свелась к выравниванию фона: даже на полностью очищенной от лака поверхности проявились желтоватые пятна. Вот их я и подрисовывала – кое-где добавляла, кое-где придавала, наоборот, высветляла. После всех подрисовок опять лакируем в 2-3 слоя.5. В перерывах между лакировкой можно заняться ножками. Здесь возможны два варианта: сначала делаем рельеф (рельефы шпатлевкой лучше наносить на необработанное дерево), затем грунтуем и патинируем (это проще), либо грунтуем, затем патинируем плоскую поверхность, затем делаем рельеф и патинируем его отдельно (это сложнее, зато есть возможность качественно выделить текстуру окрашенного дерева). Я пошла по второму пути.
Ножки уже загрунтованы со следами кисти, теперь нужно проявить эту текстуру. Разводим нужный оттенок жидкого патинирующего состава. Можно взять жидкую патину на водной основе и с помощью акриловых красок довести оттенок до цвета желтых пятен, а можно просто смешать нужный цвет краски и сильно развести его водой. Наносим состав на ножки и сразу же стираем его сухой тряпочкой.
Если патины осталось больше, чем нужно, тогда берем вторую тряпочку, слегка влажную, и дотираем до нужного состояния. Просушиваем и покрываем поверхность слоем матового лака. Получается красивая состаренная фактура.
6. Теперь наносим рельеф (напоминаю, это можно сделать до грунтовки, если хочется упростить себе работу либо если рельеф занимает почти всю поверхность и остается мало плоской поверхности, — тогда достаточно патинирования только самого рельефа, вернее, его промежутков). Есть, как всегда, два варианта: сделать рельеф шпатлевкой через трафарет с помощью мастихина (думаю, этот вариант уже всем известен), либо, опять же, более сложный, но более интересный вариант шпатлевкой из тюбика. В первом случае рельеф будет плоским, во втором – округлым. Округлый мне нравится больше.
Берем очень светлую краску, которая только чуть-чуть отличается от нашей бело-состаренной поверхности: к примеру, слоновую кость с капелькой любого другого оттенка. Набиваем рисунок через трафарет вдоль боковых поверхностей ножек; по этому рисунку мы будем рисовать контуром (шпатлевкой в тюбике).
7. Чуть-чуть разводим готовую шпатлевку клеем ПВА и набираем ее в тюбик с тонким носиком (я использую тюбики от детских гелей-контуров с глиттерами, которые продаются в канцтоварах) и наносим контур по рисунку трафарета. Просушиваем. Также можно воспользоваться любыми моделирующими пастами, к примеру, тонкой пастой «Таир».
8. Готовим патинирующий состав для рельефа. Очень удобно состаривать рельеф не жидкими, а густыми патинами на основе медиума, замедлителя высыхания или даже лака. Я взяла готовую патину «Plaid», добавила охры и много лака. Можно обойтись без готовой патины: смешать краску, добавить каплю замедлителя и тоже развести лаком. Состав должен быть довольно прозрачный, чтобы патина в углублениях рельефа не выглядела слишком темной и контрастной. Наносим состав на весь рельеф, сразу же стираем сухой тряпочкой, затем дотираем слегка влажной. Даже не дотираем, а как бы прокатываем ее по рельефу, вычищая плоские участки. Просушиваем, покрываем матовым лаком в 3-4 слоя.
9. Переходим к золочению. Чтобы сделать золотой круг, берем обычную офисную бумагу и рисуем на ней две окружности с промежутком около 4 мм. Размер получившегося круга должен соответствовать размеру будущего золотого кольца. Вырезаем бумагу между двумя линиями, на месте мотива резать не нужно (там будут соединяться внутренняя часть с внешней. Это будет наш трафарет для окружности. Теперь бумагу нужно намочить, чтобы она прочно держалась и плотно прилегала к столешнице. Прикладываем трафарет к подставке, соединяя центр столешницы с центром трафарета, выравниваем. Губкой наносим по трафарету клей для потали. На месте рисунка, естественно, наносить не нужно.
Снимаем трафарет окружности и прикладываем трафарет с завитком, также губкой наносим клей для потали.
10. Когда клей подсохнет (кстати, брать тот клей, что у меня на картинке — это вроде бы Stamperia белорусского розлива — не рекомендую, быстро сохнет и плохо держит) и станет липким (минут через 5-10 в зависимости от производителя), накладываем внахлест кусочки потали. Прижимаем их губкой, можно аккуратно разгладить пальцами, но без нажима. Оставляем на некоторое время (я обычно оставляю часа на 3-4 или на ночь).
Затем кистью щетиной снимаем излишки потали. Выравниваем неровные контуры и линии ножиком или лезвием, сцарапывая лишнюю поталь вместе с клеем.
11. Переходим к золочению ножек. Снова через трафарет наносим рисунок, обводим его рельефным клеем для потали. Он не очень хорошо держит форму, поэтому работаем аккуратно. Носик можно слегка подточить в точилке, тогда будет удобнее точно вести линию.
Ждем около получаса, пока клей подсохнет и станет прозрачным. Накладываем поталь, губкой плотнее прижимаем ее к поверхности. Поталь на рельефном клее желательно сушить дольше (ночь), и вообще обращаться с этим рельефом аккуратнее, потому что клей не твердеет до конца, даже когда совсем высохнет, и его легко повредить. Когда все высохло, также счищаем излишки потали кистью щетиной.
12. Берем битум или битумный лак, губкой наносим его на поталь, сразу же стираем излишки сухой тряпочкой. Если что-то остается, вытираем тряпочкой, смоченной в уайт-спирите. Делаем это на столешнице и на ножках. Поталь приобретает более желтый, более старинный вид.
13. Покрываем столешницу и золоченые участки ножек в 2-3 слоя очищенным шеллаком или лаком на сольвентной основе, можно также цапоном или аэрозольным лаком, т.е. любым неводным составом. Если покрывать строительными алкидно-уретановыми лаками, то тогда нужно покрывать абсолютно всю подставку, т.е. они желтят. Также можно покрыть поталь полиуретановым лаком для потали на водной основе.
14. Покрываем всю подставку матовым лаком еще в 2-3 слоя.
15. Теперь нужно немного исправить пропорции подставки. Дело в том, что, по сравнению с толстыми ножками, у нее слишком тонкая столешница. Изначально мне хотелось приклеить к боковинке столешницы тесьму с бело-золотыми кистями, но, конечно, в магазинах я такой тесьмы не нашла. Поэтому пришлось брать бахрому для штор и завязывать ее в узелки, фиксировать узелки на секундный момент-гель. Узелки должны, конечно, быть ровными и аккуратными (насколько это возможно). Можно было бы вместо узелков использовать бусины с толстой дырочкой, но их понадобилось бы штук 75 (длина тесьмы – 75 см), и их пришлось бы также красить и патинировать :)
16. Когда все узлы зафиксированы, тесьму можно старить. Разводим в небольшом количестве воды акриловую краску (слоновую кость , охру и немного умбры жженой). В этот цвет мне хочется окрасить тесьму – изначально она слишком желтоватая, чистая и блестящая. Доливаем больше воды и окунаем в раствор всю тесьму, достаем и раскладываем на столе.
Дальше разводим отдельно коричневый и охру в небольшом количестве воды, кистью наносим по мокрой тесьме желтые и коричневые пятна (жидкая краска очень хорошо ложится на мокрую тесьму). Наносим больше цвета на узелки, в углубления узелков. Затем салфеткой промакиваем отдельные участки тесьмы и слишком яркие пятна. Тем самым мы убираем излишки фоновой краски и слишком яркие пятна, проявляя в отдельных местах изначальный цвет тесьмы и ее блеск. После купания в акриле тесьма становится жестче и перестает блестеть – это именно то, что нужно. А желтоватые пятна выглядят очень убедительно, — значит, старение удалось!
17. Приклеиваем тесьму на клей и обрезаем лишнюю длину кистей. Теперь можно ставить на красавицу-подставку цветы, или даже просто использовать в виде маленького столика для дамских мелочей!
Вам также может быть интересно:
Комментарии
НОВЫЕ СТАТЬИ
- Как придумать шкатулке платье, или снова о композиции в декупаже
- Имитация камня в декупаже: общие принципы, стилистика, композиция
- Как наносить грунт для декупажа? Часть 4.
- Подготовка деревянной поверхности к декупажу. Часть 3.
- Грунты для декупажа на стекле, металле, пластике. Часть 2
- Как выбрать грунт для декупажа? Часть 1.
НОВЫЕ МАСТЕР-КЛАССЫ
- Секрет успешных подрисовок. Смешиваем краски для художественного декупажа
- Стилистические характеристики двухкомпонентных кракелюров (Первый урок курса М2КК)
- Имитация бирюзы и серебра в декупаже. Шкатулка из бирюзы в серебре.
- Мастер-класс по декупажу с кракелюром и объемом: расческа «Рапунцель»
- Шкатулка «Психея»: гармоничное сочетание классики и фэнтези
- Декор елочки и шара: рельеф с гирляндами из потали