2 Июнь 2014

Опубликовано в: Статьи

Один из первых инструментов, которые нам нужны в декупаже – это кисть. А вот какая? Как выбрать нужную кисть из огромного числа кистей в художественных магазинах? А, может, их вообще нужно много?

Обо всем этом и пойдет речь в сегодняшней статье. Я расскажу вам о том, чем пользуюсь сама (конечно, у каждого мастера свои привычки, но есть и общие рекомендации), заодно дам множество советов, как сохранить кисти для декупажа в рабочем состоянии как можно дольше.

Вот только конкретные номера кистей называть не буду – у разных производителей они разные, и размер кисти с одинаковым номером у разных фирм будет разный. Поэтому я всегда ученикам даю размеры в сантиметрах – и еще ни один в размере не ошибся :) А вообще люблю кисти фирмы «Палитра» — они удобные, качественные, и ручки у них не залакированные, и деревянные или с покрытием под пластик (а с залакированных ручек лак, как правило, быстро слазит, поэтому кисти Conda у меня сплошь облезлые…)

Итак, кисти для декупажа: какие нужны и для чего?

1. Первая и самая главная рабочая кисть – это широкая плоская синтетика. Этой кистью мы пользуемся чаще всего: для грунтовки, для приклеивания, для подрисовки, лакировки, нанесения краски, клея, мордана и т.д.

Размер кисти- примерно 2 см. Лучше, чтобы ворс не был слишком жесткий – он оставляет больше следов. Кисть должна быть нежная, упругая, ею приятно провести по лицу.

2. Узкая плоская синтетика до 1 см. Эта кисть нужна для равномерного окрашивания узких деталей, маленьких кантиков, бортиков, ведь широкой кистью это делать просто неудобно. Эта кисть используется немного реже, но все-таки она нужна. В принципе, если вы хотите обойтись минимальным набором кистей, то ее можно заменить такой же по размеру, но скошенной кистью.

3. Скошенная синтетика до 1 см. Незаменимая кисть для создания теней в декупаже (о тенях в декупаже читайте здесь). Обмакиваем кисть в медиум (т.е. любое средство для повышения прозрачности акриловой краски), и затем на короткий конец набираем краску. Проводим пару полос на бумажке, чтобы краска немного растушевалась и влилась в медиум, и проводим линию. Получается красивый градиент, т.е. переход от одного цвета к другому, в данном случае – от темной краски к исходной поверхности.

4. Нулевка (лайнер). Еще одна невероятно полезная кисть – для самых тонких подрисовок, для контуров, стебельков, усиков и т.д. Это уже круглая кисть, но тоже синтетика.
Хотя кисть называется «нулевка», т.е. номер 0, у разных производителей я встречала не только тонюсенькие, но и довольно толстые кисти с этим номером. Поэтому в качестве нулевки берите самую тонкую кисть, самую тонюсенькую, буквально «три волосины», причем выбирайте кисть с длинным ворсом, не меньше 8 мм, и главное – она должна оканчиваться тонким острым кончиком!
Также эти кисти различаются длиной ручки. Могу сказать, что длинная ручка очень неудобна – сколько раз в процессе работы я задевала рукой длинную ручку стоящей в воде кисти… Ох…

5. Единичка. Все то же самое (круглая синтетика), только кисть уже чуть-чуть больше. Используется для того же самого, только проводит чуть более толстые линии. Требования те же.

6. Кисть для подрисовки фона. Это у меня одна из самых, опять же, важных и любимых кистей для декупажа))) Это кисть, которой мы наносим цветную дымку, делаем сложные художественные фоны с мягкими переходами цвета, сливаем фон мотива и фон заготовки и т.д. При этом работа идет не мазками, а протыкиванием, как бы набивкой краски, аналогично прочпокиванию губкой. Тогда краска ложится очень тонким равномерным слоем.
Итак, что за волшебница такая на все руки? А вот она:

Это кисть небольшая (у меня ширина не больше 6 мм), но размеры могут быть разными, в зависимости от поверхности. Я в основном работаю с мелкими заготовками, поэтому и кисть маленькая. Небольшая кисть с довольно коротким ворсом (можно его специально чуть-чуть подрезать), и главное – специально расплющенная и пушистая. Чем пушистей, тем лучше, и еще нужно, чтобы она была мягкая. Кстати, мне кажется, что лучше для таких целей брать плоские или овальные кисти – у круглых ворс в основании почему-то более жесткий, и, если мы их обрежем, то и кисть для подрисовки будет более жесткая, и «распушистить» ее будет сложнее.

У меня это синтетика, однако многие декупажницы пользуются щетиной. Щетину нужно тогда брать плоскую и распушистить ее еще больше. Но щетина может ломаться, оставлять кусочки ворса, и в целом она тоже более жесткая и будет оставлять более четкие следы, которые труднее растушевать.

6. Щетина художественная (она на мой взгляд более качественная, чем строительная) шириной около 2 см. Также очень важная кисть – она используется для старения методом сухой кисти, припыливания, а также для создания фактуры и текстуры. Ворс у щетины жесткий, поэтому она оставляет четкие фактурные линии при грунтовке, окрашивании и лакировке. Кроме того, ворс у щетины довольно пушистый, разной длины, и это позволяет создавать красивые эффекты с помощью легких мазков полусухой по уже окрашенной поверхности – будет либо напыление, либо выделение рельефа (если он есть), либо мы получим тонкие линии, как бы линейную фактуру. Если же провести перпендикулярные друг другу линии, то будет замечательная фактура ткани. Можно экспериментировать полусухой кистью с густыми красками или же с разведенными – в зависимости от консистенции полученный результат будет разным.

Кисть такая широкая, потому что чаще всего приходится работать со всей поверхностью заготовки, и тут чем шире кисть, тем легче и быстрее работать.

7. Флейц, синтетика, от 2,5 до 5 см – как найдете. Эта кисть незаменима для лакировки – оставляет меньше всего следов, особенно если она мягкая. Я использую флейцевую кисть только для лака, поэтому мою ее очень тщательно и не вытираю полотенцем, только отжимаю пальцами (чтобы ворс с полотенца не оставался на кисти). Вообще при лакировке от кисти зависит очень многое — об этом я рассказывала в вебинаре по лакировке (и там же много другой важной и необходимой информации по выбору лаков, получению ровной матовой и глянцевой поверхности и т.д.)

8. Веерная синтетика, ширина веера около 3 см. Эта кисть, на мой взгляд, не является необходимой, но я все-таки опишу, для чего я ее использую, иначе появятся вопросы, зачем она нужна. Этой кистью я наношу поталь на мордан: она широкая, ровная, и на такой удобной лопатке с поталью работать также очень удобно.
Да, я не использую веерную кисть для приклеивания салфетки, потому что я клею салфетку через файлик, это быстрее и не так кропотливо (на мой взгляд).

9. Овальная синтетика, 1-1,5 см. Очень удобная кисть, но также из разряда вспомогательных. Замечательно наносит грунт, краску, лак, но только если не требуется выравнивать краску на внутренних краях заготовки: там плоский край, конечно, гораздо удобнее. Однако эти кисти, как правило, небольшие, и я не видела в продаже кошачий язык (так их еще называют) из синтетики даже 1,5 см шириной.

Кстати, вы уже заметили, что практически все кисти для декупажа – это синтетика, а не натуральные. Натуральными кистями (колонок, пони, белка и т.д.) в декупаже практически не пользуются, потому что они очень мягкие и не предназначены для работы с густым акрилом, не хватит упругости.

По видам кистей это все, и теперь переходим к вопросу «как продлить срок службы наших кистей».

Как ухаживать за кистями для декупажа, чтобы они служили дольше?

1. Категорически не рекомендую смешивать краски кистями! При этом в основание кисти набирается краска, в процессе работы она подсыхает, а вымыть ее оттуда довольно тяжело. И в результате со временем наша кисть у основания становится плотной, твердой, и пушистится в разные стороны. Конечно, ничего общего с ровной лопаточкой новой кисти…
Я смешиваю краски стеками для пластилина, а также мастихинами (с металлических мастихинов краска отмывается очень легко, даже если она на них засохла). Это немного дольше, зато кисти целее.

2. Всегда под рукой должна быть баночка с водой. Удивительно, но к этому выводу я пришла далеко не сразу – мне казалось, что можно покрасить, а потом сразу кисть вымыть. Сейчас у меня во время работы стоят как минимум 4-5 баночек, и это очень удобно – во-первых, при необходимости я могу надолго отвлечься, и во-вторых, мне не надо часто менять воду, достаточно просто поставить кисть в новую баночку. После работы я сразу мою все кисти и все баночки.

Отдельно про мытье кистей для декупажа: моем кисти в теплой воде и обязательно с мылом! Без мыла акрил вымывается плохо, и кисть становится более жесткой. Также можно иногда мыть кисти с фэри – они становятся немного мягче.

Что касается старых жестких кистей с засохшей краской в основании: эти старушки, увы, реанимации не поддаются, только косметическому ремонту))) А именно: попытка растворить краску в основании с помощью уайт-спирита или ацетона пока ни к чему не привела. Уайт-спирит только размягчил краску, но выковыривать ее пришлось мне)) Единственное, чего удалось достичь – если кисть с размягченной после уайт-спирита краской поставить под пресс (например, завернуть в салфетку и положить основание и ворс под тяжелую книгу) и так высушить, то из распушенной во все стороны она становится более выраженной плоской лопаточкой. Правда, ненадолго…

Хочу попробовать смывку для автомобильных красок и растворитель 646, но пока руки не доходят. Если кто-то пробовал – поделитесь, пожалуйста, результатом в комментариях.

3. Категорически запрещается надолго оставлять в воде тонкие кисти шириной меньше 8 мм!!! Хоть плоская, хоть овальная, хоть скошенная или круглая кисти при этом деформируются под своим весом и сгибаются!!! Нулевки и единички вообще моем сразу после использования (либо можно тщательно прополоскать в чистой воде и положить, а с мылом вымыть уже вместе со всеми остальными после завершения работы).

А вообще во время работы я держу кисти только в воде, не позволяю им быть на воздухе грязными (в краске или лаке) даже пару минут. Если на кисти все-таки остается много краски, и мочить ее жалко, а нужно ненадолго прерваться, то можно завернуть кисть во влажную салфетку (или в обычную бумажную салфетку, смоченную в воде). Но, конечно, надолго так кисть оставлять тоже не рекомендую…

Кстати, если есть возможность, приобретите держатель для кистей и приспособьте его для хранения кистей в воде, например, поставьте возле прямоугольного лотка, чтобы кисти попадали в воду. Также похожую конструкцию можно изготовить самостоятельно из какого-нибудь упругого материала, который хорошо держит форму (например, можно попробовать закрепить поролон на боковинке лотка, сделать разрез со стороны центра лотка и вставить в этот разрез кисть ворсом в воду).

4. И последний вопрос на сегодня — чем наносить неводные лаки.
Лично я предпочитаю как можно меньше иметь дело с пахучими материалами, поэтому неводные лаки использую редко, и уж тем более не работаю при этом кистью. Густые самовыравнивающиеся лаки я растягиваю по поверхности палочкой, либо уголком бумаги, либо еще чем-то, что будет под рукой. Жидкие лаки типа цапона или шеллака наношу губкой или марлевым тампоном. Таким образом, использованную губку можно выкинуть, и не надо отмывать кисть пахучими растворителями…

А как у вас?
Поделитесь в комментариях, какие рекомендации вы теперь обязательно будете применять :)

Комментарии

Комментарии: 15

  • Елена:

    Спасибо,Евгения! Мне очень понравилось и видео, и статья про кисти. Я тоже заметила, что акриловую краску труднее отмыть с кисти, особенно если кисть натуральная. Я пробовала отмывать 646 растворителем-бесполезно. Акриловая краска, по моему, похожа на водоэмульсионную-к ней так же не подходят растворители наподобие ацетона. И смыть её с кисти можно только мылом или стиральным порошком, пока краска свежая.

  • Svitlana Aykaç:

    Евгения! Спасибо Вам большое за то, что так мило, приятно, душевно и искренне делитесь нужными вещами!
    Вдохновения Вам и успехов!

  • Любовь:

    От акрилового лака и акриловых красок кисти, даже если их промывать сразу, у основания все-равно грубеют. Посоветовали мне такой способ: замочить на ночь кисти в емкости с растительным маслом. Признаюсь, отнеслась с недоверием, более того, посчитала вообще за невежество. Но любопытство взяло верх, 2 плоских синтетики, забитых наполовину, замочила в подсолнечном масле. Утром промыла с мылом теплой, почти горячей водой. Вы не представляете — как новые, все отошло, и кисти остались ровными, чистыми, гладкими и масло отлично отмылось . Теперь периодически, по мере надобности, делаю так. Вреда кистям нет! Советую! И еще говорят, но я не пробовала, замачивать в спирте. Засохший акрил и лак размягчаются и хорошо отмываются потом теплой водой с мылом.

    • Евгения Полещук:

      Интересный совет — уже замочила кисти, завтра посмотрю, что получится :) По поводу основания кистей — именно, поэтому я не смешиваю краски кистями (при смешивании краска обычно и набирается в основание) и вообще стараюсь обмакивать кисть в краску и лак только наполовину. Но уже не одна кисть пострадала, прежде чем я научилась с ними правильно обращаться ))

  • Татьяна:

    Евгения, большое спасибо за статью и видео, очень полезный материал. Жаль, что я не знала, что нельзя краски смешивать кистью, больше не буду! Мне только не совсем раскрытым остался вопрос о кисти для подрисовки. Нет ли у Вас фото такой кисти в изначальном виде, до подрезки и распушивания? Уже вторую кисть «убиваю», как мочалка становится и дымка не получается, видно следы, а если вытирать почти насухо, то совсем не чпокается дымка.

    • Евгения Полещук:

      Татьяна, не то чтобы совсем нельзя, просто очень нежелательно. И обмакивать кисть в лак или краску тоже лучше до середины, не больше. Просто не следует допускать акрил в основание кисти.
      Смешивать кистью краски очень удобно, но краска при этом вся в кисть впитывается — вроде бы выдавливала много, а краски смешалось мало))) А она в кисти, и плохо вымывается потом…
      По поводу подрисовочной кисти — у меня это обычная овальная синтетика примерно 4 мм шириной. Ворс подрезан на полтора-два миллиметра.
      Как мочалка — это как? Попробуйте меньше вытирать краску, почти насухо, но не совсем))) И растушевывать тщательно, обязательно с медиумом или замедлителем.

      • Татьяна:

        Вот точно про мало краски — она вся в кисточке оказывается! Не знаю как объяснить про подрисовочную кисть, она какая-то как будто лысая становится с одиночными ворсинками, хотя ворсинки не вылазили. При чпокании видно след от кисточки. Поначалу нормально было, а теперь приходится пальцем растирать дымку цветную. Или может уже просто пора кисточку обновить? Как часто их менять нужно? Я своей пользуюсь месяца 3-4 интенсивно.

        • Евгения Полещук:

          а изначально это что за кисть была, если она лысеет? тут я ничего не могу сказать, почему так происходит. Я своей кистью пользуюсь уже 2,5 года)

  • Елена:

    Евгения, во первых сасибо за то, что делитесь вашим опытом, а еще у меня вопрос. Я живу в Индии и тут уайт спирит вообще никто не знает что такое и я не знаю какую альтернативу выбрать чтобы очистить кисти от двухшагового кракелюра маймери, может что то подскажете… заранее спасибо за ответ :-)

  • Ольга:

    На этом сайте красок для аквагрима я покупала кисти овальные более 1,5 см в ширину ))) http://diamondfx.ru/goods_one/278/

  • Евгения, добрый вечер. Спасибо большое за статью про кисти, очень полезная. Хочу поделиться небольшой полезной информацией о лакировке тампоном из использованных колготок — не оставляет ворсинок и борозд. Очень удобно. Мой папа занимался мебелью, делал тумбочки, буфеты, этажерки (когда-то это было очень модным иметь такую мебель) и учил меня покрывать лаком тумбочки при помощи тампона из чулка (раньше колготок не было). Декупажем занимаюсь недавно и чисто для себя. В основном, фотографией.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

НОВЫЕ СТАТЬИ

НОВЫЕ МАСТЕР-КЛАССЫ