Как работать с декупажными картами. Виды, свойства. Как клеить декупажную карту.
Итак, про салфетки для декупажа мы уже говорили здесь. Теперь поговорим о том, что такое декупажные карты и как с ними работать.
Декупажные карты – это специальные листы бумаги с картинками для декупажа, изготовленные фабричным способом, изображение напечатано качественными чернилами, не выгорающими и не выцветающими. Они продаются в магазинах для хобби и творчества, причем выбор очень большой: множество производителей выпускают множество видов карт, и начинающей декупажнице бывает сложно разобраться, что стоит покупать, а что — нет.
Самые главные характеристики декупажной карты – это вид бумаги и ее плотность: эти характеристики напрямую влияют на то, как работать с декупажной картой и на то, сколько слоев лака нам придется нанести, чтобы скрыть границы: то есть в целом на удобство работы с декупажной картой и на возможность ее применения в разных техниках.
Сначала разберемся с видом бумаги. В первую очередь поговорим о самых удобных и самых тонких декупажных картах – рисовых.
Декупажные карты на рисовой бумаге
Рисовая бумага – это специальная бумага из рисовых волокон. Она очень удобна в работе, и сочетает лучшие свойства салфеток и обычных декупажных карт: она не растягивается, тонкая и прочная, и, естественно, более дорогая (но не на много).
Декупажные карты на рисовой бумаге (их также можно называть просто рисовыми салфетками) имеют разные размеры и разную плотность. Более плотные рисовые карты имеют ярко выраженные волокна, которые могут быть видны на готовой работе. В тонких картах эти волокна тоже есть, но, как видно на фото, они намного тоньше и совершенно нам мешать не будут.
Здесь сверху я сфотографировала на розовом фоне тонкую (сверху) и толстую (снизу) рисовую карты. На верхней волокна почти неразличимы, на нижней — ярко выражены.
Плотность рисовой бумаги на декупажных картах указана не всегда, но по виду вы легко определите, что лучше покупать. А если заказывать в интернет-магазинах, то лучше уточнять у продавцов вид той или иной рисовой карты: плотность и толстых, и тонких обычно указана одинаковая (20 г/м), что странно, честно говоря…
Как работать с рисовой декупажной картой
Тонкие карты приклеивать совсем просто – можно воспользоваться файликом, можно просто приложить и аккуратно промазывать клеем (или сразу лаком) сверху, как салфетки, расправляя карту по мере необходимости. Мотив при этом вырывается из сухой карты.
С более плотными картами все немного сложнее. Толстые рисовые волокна не дают нам аккуратно вырвать изображение, мы рискуем при этом повредить картинку. Поэтому наиболее толстые волокна придется обрезать ножницами, а я предпочитаю их еще дополнительно разлохмачивать, размочаливать ножницами, чтобы не было ровно обрезанного участка. Дальше все как и с тонкими рисовыми салфетками – прикладываем к поверхности и промазываем поверх клеем или лаком.
Декупажные карты на обычной бумаге: плотность и свойства
Очень много производителей выпускают декупажные карты на обычной бумаге (я имею в виду не на рисовой) разной плотности. Эту цифру (плотность) можно обычно найти рядом с названием фирмы-производителя и названием этой серии декупажных карт. Чаще всего встречаются карты с плотностью от 40 до 80 г/м.
На фото сверху — декупажная карта на плотной бумаге, которую нужно истончать. А снизу — карта на тонкой бумаге плотностью 45 г/м. Если присмотреться, то под ней прсвечивают картинки толстой карты.
Общее правило: чем толще бумага, тем сложнее скрыть границы изображения (выровнять поверхность заготовки и карту по высоте).
Возможны следующие варианты работы с декупажными картами:
- Мы клеим мотив на всю поверхность, и нам не важна плотность бумаги – границы мы прошкуриваем наждачкой или обрезаем вровень с краями заготовки.
- Мы вырезаем мотив и скрываем края с помощью какого-нибудь объема: контурной росписи, шпатлевки или структурной пасты).
- Мы вырезаем изображение по контуру и скрываем переход с помощью лакировки: чем толще бумага, тем больше слоев лака нам потребуется нанести, прежде чем переход не будет чувствоваться наощупь. Кстати, глазами этот переход все равно может быть виден, потому что лакировка, как правило, не спасает от видимых краев. Наощупь они чувствоваться не будут, но перепад высот будет виден ПОД лаком. Кстати, если мы подшкурим края вырезанного мотива с обратной стороны, то края немного истончатся и будут менее видны.
- Мы вырываем мотив и истончаем его (или наоборот). Истончать можно скотчем (приклеиваем скотч к обратной стороне карты, затем с угла иголочкой разделяем бумагу на две части – со скотчем и с рисунком. Аккуратно отделяем скотч вместе с частью бумаги, при этом наша декупажная карта становится тоньше. Способ подходит для толстых и рыхлых карт плотностью, например, 80 г/м (эту же плотность имеет обычная офисная бумага). Истончать можно и с помощью лака (промазываем лицевую сторону каты 3-4 слоями лака с просушкой, затем замачиваем и скатываем бумагу с обратной стороны.
- Еще один способ работы с декупажными картами – это вживление. Изначально этот способ использовался для работы с распечатками, а потом мастерицы поняли, что с его помощью можно избавиться от нудного и хлопотного занятия по выравниванию поверхности с декупажными картами. Мы хорошенько лакируем поверхностью заготовки, доводим ее до максимальной гладкости (шлифуем наждачкой), затем промазываем лаком, и одновременно промазываем лаком лицевую сторону карты. Затем прикладываем карту лицом вниз, хорошенько (очень тщательно!) выгоняем все пузыри, иначе на месте пузырей не будет рисунка. Даем полностью просохнуть, затем смачиваем карту водой, скатываем всю лишнюю бумагу, и у нас остается только тонюсенький слой вживившегося в лак изображения. При последующей лакировке все следы бумаги исчезают. Обратите внимание, что рисунок у нас получается зеркально отраженным! Для декупажных карт с надписями, цифрами или циферблатами этот способ не подходит!
Как приклеить декупажную карту?
- Вырываем или вырезаем изображение.
- Замачиваем карту в воде (минут 5-10).
- Достаем карту из воды, даем воде стечь, остальную воду промакиваем салфеткой или полотенцем. Старайтесь не тереть изображение!
- Промазываем клеем обратную сторону карты, также можно промазать поверхность заготовки.
- Прикладываем карту, выгоняем пузыри (пальцами или валиком).
- Сверху также промазываем клеем.
Как выбрать декупажную карту?
Как и в случае с салфетками, большой выбор вызывает желание купить и эту, и эту, и вон ту карту… Да и эта такая красивая… А эта двухсторонняя, а та уже имеет имитацию кракелюрной сеточки, эта уже с золотом…
И все-таки, старайтесь подбирать карту к конкретной заготовке – так будет вернее. Кроме того, при покупке карты оценивайте не только субъективную красоту мотива, но и его тип (мотив с четкими краями, с художественным фоном, пейзажного характера), и в целом возможность его применения на разных заготовках, стиль, расположение картинок на карте (смотрите, чтобы рисунки друг на друга не заходили) и т.д. Продумайте, как вы будете эту карту оформлять, какое сочетание техник придется применять.
Особенно будьте внимательны при заказе в интернет-магазинах. Например, эта карта — самая бесполезная из всех моих покупок (при заказе я не посмотрела… размер). Пришла карта формата А4, размер картинок — 1,8х2,5 см.
Обязательно обращайте внимание на размер картинок и самой бумаги, а также на ее плотность! Мелкие мотивы на толстой бумаге лучше вообще не брать – либо придется их не клеить, а вживлять. Да и вообще с толстой бумагой работы очень много.
Самые удачные декупажные карты – это карты с несколькими изображениями с четкими краями (одинаковыми или в одном стиле), но имеющими разные размеры. Такие карты позволяют нам сделать либо набор из нескольких предметов, либо декорировать разные по размеру заготовки с разных сторон.
Например, моя любимая декупажная карта:
Кстати, если какая-то карта вам очень нравится и вам жалко ее использовать, отсканируйте ее. Тогда у вас будет возможность декорировать этой картой любое количество заготовок и не бояться ее испортить. Но, как всегда в случае с копиями, оригинал старайтесь не брать — он может отличаться от копий по фактуре рисунка или оттенкам цвета.
Вам также может быть интересно:
Комментарии
НОВЫЕ СТАТЬИ
- Как придумать шкатулке платье, или снова о композиции в декупаже
- Имитация камня в декупаже: общие принципы, стилистика, композиция
- Как наносить грунт для декупажа? Часть 4.
- Подготовка деревянной поверхности к декупажу. Часть 3.
- Грунты для декупажа на стекле, металле, пластике. Часть 2
- Как выбрать грунт для декупажа? Часть 1.
НОВЫЕ МАСТЕР-КЛАССЫ
- Секрет успешных подрисовок. Смешиваем краски для художественного декупажа
- Стилистические характеристики двухкомпонентных кракелюров (Первый урок курса М2КК)
- Имитация бирюзы и серебра в декупаже. Шкатулка из бирюзы в серебре.
- Мастер-класс по декупажу с кракелюром и объемом: расческа «Рапунцель»
- Шкатулка «Психея»: гармоничное сочетание классики и фэнтези
- Декор елочки и шара: рельеф с гирляндами из потали
какую технику Вы предложите для декупажа на холодильнике??? спасибо.
Юлия, немного некорректный вопрос. Что значит «какую технику»? Прямой декупажу — проще всего. Главное — обезжирить и загрунтовать холодильник грунтами по металлу.
Евгения, очень нравятся ваши замечательные мастер-классы! Особенно помогли мастер-классы для начинающих! К сожалению, в интернете много бесполезной и некорректной информации и найти что-то стоящее трудно, поэтому несколько ошибок я уже допустила в работах, но теперь исправлюсь ;). Подскажите, всегда ли нужно вымачивать бумагу перед тем как клеить? По незнанию не вымачивала (декупажила часы и комодик рисовой картой), да еще и на ПВА наклеила, но ни желтых пятен, ни еще чего-то лишнего нет (часы висят на даче при экстримальных температурах воздуха уже 1,6 года, комод, правда, пока «свеженький»).
И всегда ли надо проклеивать бумагу сверху, а не обратную сторону или, например, сам объект?
Спасибо.
Алина, я чаще всего вымачиваю бумагу — хотя все зависит от того, какая бумага. Дело в том, что, если она толстая, то ей нужно целиком пропитаться водой и клеем, иначе приклеивается плохо, могут быть пузыри, либо будет отклеиваться. Тонкую нужно замачивать, чтобы растянулась полностью. Но иногда не замачиваю — если мне нужно, чтобы растянулась именно на работе, так, как я ее разложу. На ПВА — смотря какой (лучше строительный), и смотря сколько времени прошло. Сверху промазывать мотив не обязательно, в принципе, но не помешает — дополнительная защита и пропитка сверху клеем. Но если клеем салфетки или рисовые карты — то можно только сверху, с обратной стороны не надо. Промазывать клеем можно и сам предмет, и мотив. Но только сам предмет не следует. Дело в том, что клей, нанесенный на пористые грунты и краски (например, на мою латексную снежку, которую я использую вместо грунта, или на необработанное или заморенное дерево, например) впитывается в поверхность, и на приклеивание мотива уже мало чего остается.
А вообще — привыкайте к тому, что нет в декупаже абсолютных истин :) У одного человека что-то работает идеально. у другого — вообще может не получиться, так что, если у Вас нет пятен — здорово! Но могут и появиться позже, или на другой работе. А могут и не появиться :) Делайте так, как у Вас получается — и пусть у вас все получается!
Евгения, из комментариев я поняла, что Вы используете латексную «Снежку» вместо грунта. Какие поверхности можно Снежкой грунтовать?
Наталья, дерево, необработанную керамику, картон (толстый), мдф… Все остальное, что не впитывает (стекло, металл, пластик) можно сначала аэрозолькой, а потом тоже снежкой.
Подскажите, пожалуйста! Хочу «отдекупажить» бутылку ис-под шампанского рисовой картой. Но ни разу не видела в интернете рисовую бумагу на загрунтованном стекле. Поэтому вопрос: грунтовать бутылку или нет? Ведь на темно-зеленом стекле рисунка будет не видно… Заранее спасибо.
Хм. А на каком стекле Вы видели рисовую карту? :) Все зависит от мотива и его фона, если сделать растушевку — будет все хорошо. А на темно-зеленом стекле и рисунка видно не будет, и красиво смотреться тоже не будет.
Спасибо. Очень дельные советы! Удачи вам!
Евгения, добрый день! Спасибо, все очень доступно и четко.
Мысль по поводу вживления: можно ведь в граф. редакторе зеркально отразить рисунок и тогда на готовой работе не будет проблем с циферблатами или надписями.
Верхнее, конечно, по отношению к отсканированным картам / рисункам из сети )
Спасибо большое!
Очень интересно написали про декупажные карты. Спасибо.
Остался вопрос: как быть с переводными картами? Купила позавидовав на узор » изразец», но боюсь испортить. Есть особенности работы с такими картами?