Эти нежные, загадочные трещинки… За что они так любимы декупажницами? Наверное, именно за эту загадочность, за ощущение романтики и старины, за напоминание о тех временах, когда доблесть и честь были превыше всего, а сияющие глаза и улыбки прекрасных дам вдохновляли на великие дела…

Двухшаговый (или двухкомпонентный) кракелюр – это, наверное, самая распространенная техника в декупаже. Причем техника очень изысканная, по сравнению с однокомпонентным кракелюром или даже искусственными потертостями.

Для тех, кто еще не очень разбирается во всех этих смежных техниках, поясню: двухшаговый кракелюр – это трещины в слое лака на уже готовом изображении.

В отличие от однокомпонентного кракелюра, где мы пользуемся одним составом (одним компонентном, одним шагом) и получаем трещины в слое краски, двухкомпонентный кракелюрный состав, как видно из названия, состоит из двух разных баночек, двух компонентов, которые наносятся на работу друг за другом. При этом верхний состав трескается, и, чтобы трещины были хорошо видны, мы проявляем их различными затирками (какими – читайте дальше).

Еще для начинающих: рекомендую всегда уточнять, какой кракелюр вы имеете в виду, двухшаговый или одношаговый – это имеет принципиальное значение (машина тоже может быть швейной, посудомоечной или стиральной, и это не одно и то же :)

Откуда вообще взялся кракелюр?

Для нас с вами кракелюрные трещинки – это «дух старины», романтика, а для художников, особенно художников прошлых столетий – нарушение технологического процесса: неправильная подготовка основы, неправильный подбор грунтов, красок и их нанесение, хранение или реставрация полотна, неправильные условия хранения и транспортировки, что в результате приводит образованию на картине трещин в слое лака или краски.

Таким образом, трещины — вовсе не обязательный атрибут старинного предмета или произведения живописи. Однако сейчас все, связанное со стариной, становится все более и более популярным, и кракелюр – не исключение.

Существует огромное количество средств, предназначенных для имитации эффектов старины; к ним относятся и кракелюрные лаки, столь популярные среди декупажниц (и не только декупажниц).

Основы техники

Двухкомпонентный кракелюр выполняется на уже почти полностью готовой работе, с нанесенным, подрисованным и желательно залакированным мотивом (или даже тщательно залакированной работой, если у нас кракелюр смываемый — иначе заготовку может «повести» от воды).

Самая-самая общая схема работы с двухкомпонентными кракелюрами

Внимание! Эта схема не является прямым руководством по работе с кракелюрными лаками! Это просто общая схема, чтобы можно было примерно представить порядок действий!

1. Полностью декорируем работу, лакируем, сушим.
2. Наносим первый шаг кракелюрного состава (они всегда подписаны, где 1 шаг, где 2).
3. Сушим (чаше всего не до полного высыхания, а немного недосушивая).
4. Наносим второй шаг, ждем образования трещин.
5. Затираем средством для проявления трещин.
6. Защищаем финишным лаком.

А теперь о главном.

Кракелюрных составов очень и очень много, больше 20 разных видов, и все они имеют разные свойства и дают разные трещины, поэтому каждая декупажница со временем выбирает себе 1-2 любимых состава и пользуется преимущественно ими.

Составы могут быть:

  • водными или неводными,
  • желтящими или нежелтящими,
  • давать крупные широкие трещины, мелкие широкие трещины, крупные фарфоровые трещины или мелкие фарфоровые трещины (и их вариации),
  • мы можем затирать кракелюры твердыми пигментами (пастелью, порошками-металликами или сухими тенями), битумом, бирумными или водными патинами, акрилом или даже масляными красками…
  • мы можем второй шаг смывать или не смывать, покрывать кракелюр водным или неводным лаком, или даже опять первым шагом…

Голова идет кругом, правда?

Мне часто в письмах задают вопрос: «почему не получился кракелюр?» Ответ на этот вопрос дать невозможно – это все равно что спросить, «почему не работает компьютер». Вариантов ответов может быть штук 50, от ответа «сгорел южный мост на материнской плате» до элементарного «нет электричества».
К чему я это говорю? Да к тому, что все кракелюрные составы разные и, не зная, какой состав вы используете, трудно вообще что-то предположить.

Поэтому еще раз: если вы работаете с двухкомпонентным кракелюром, то самое серьезное и ответственное дело – выбрать подходящий кракелюрный состав и знать все его свойства.

Всего одно отличие может быть у красивого кракелюра и чешуйчатого кошмара: финишный лак)))

Мои любимые кракелюрные пары – это – это кракелюрная пара Maimeri 753-754 (номера — это последние три цифры артикулов), нитяные кракелюры от Акриланас или Арс-хобби и двухкомпонентный кракелюр фирмы Rayher (при этом, конечно, я перепробовала множество других кракелюров, и они меня не порадовали).
Первые два состава дают тонкие изящные трещинки, а Rayher дает очень красивый рельеф (именно этот кракелюр я использовала для имитации старинного кожаного переплета в мастер-классе по шкатулке-книге, а нежный Maimeri 753-754 – для создания трещинок на медальоне).

Maimeri 753-754 и нитяные кракелюры от Акриланас – нежелтящие водные составы, очень удобные в работе. У первого ячейки меньше, в второго – больше, поэтому Акриланас я использую для декора крупных предметов с довольно крупными мотивами.
Кстати, имейте в виду, что в линейке Акриланас (и Арс-хобби) также есть так называемые «крупный» и «мелкий» кракелюр. Они вообще беспроблемные, не требуют смывания, но трещины у них шире, чем у нитяного кракелюра, что смотрится уже менее изящно.

Нанесение

Технология создания трещин у Maimeri 753-754 и нитяных кракелюров Акриланас одна и та же: наносим первый шаг и ждем, пока он из молочно-белого станет прозрачным. Также он станет очень липким, поэтому будьте аккуратны, не оставляйте отпечатков пальцев и не пылите))

После того, как первый шаг станет липким, я наношу второй шаг на всю поверхность, покрытую первым шагом. Это нужно сделать, не оставляя ни капли непокрытого пространства, иначе после затирания кракелюра там будет грязное пятно затирки. Трещины образуются в течение часов 12 в зависимости от толщины слоя второго шага.

Проявление

Затираю я их (проявляю трещины) чаще всего порошками-металликами. Их можно найти в магазинах для творчества под названием «порпорина» или, например, «средство для затирки кракелюра», а проще всего (и намного дешевле) – в строительных магазинах: ищем порошки-металлики типа серебрянки (кстати, она бывает и золотая, а у импортных производителей – вообще любых расцветок). По своему опыту могу сказать, что покупать другие цвета металликов, кроме золота или серебра, не имеет смысла, они не пригодятся или пригодятся в одном случае из 20). Лучше запаситесь сухой пастелью – матовые трещинки смотрятся намного благороднее. Сухую пастель натираем ножиком в мелкий порошок и этим порошком на ватном диске проявляем трещинки.

Смывание и защита

В целом эти два состава – очень удобные в работе кракелюрные пары, несмотря на то, что у обоих второй шаг после затирки нужно смывать (у Maimeri смывается вообще без проблем под проточной водой, у Акриланас – тяжелее и дольше, нужно приноровиться).

В принципе, у многих кракелюров второй шаг можно смывать, а можно и не смывать, только тогда придется покрывать трещины неводным лаком. Однако долговечность несмытого кракелюра для меня – открытый вопрос.

Трещины появляются из-за того, что первый и второй шаг между собой конфликтуют. И при этом они довольно непрочно друг с другом сцепляются, поэтому не исключено, что через некоторое время второй шаг может начать отслаиваться, если его слабо залакировать финишным неводным лаком (особенно этому подвержен кракелюр ToDo Antik Crackle, который, вообще-то, по инструкции не требует смывания). Поэтому те кракелюры, которые смывать можно, я предпочитаю смывать — тогда их можно покрывать обычным акриловым лаком.

Как же выбрать кракелюрный состав? И по каким критериям вообще выбирать?

На этот вопрос просто невозможно ответить в одной статье. Здесь очень много важных факторов, которые можно разделить на три группы – это, конечно, свойства состава, удобство в работе и конечный результат. Идеальный кракелюр – это тот, который идеально подходит к данной конкретной работе и не капризничает от сквозняков и положения Юпитера на небосводе. О том, как выбрать кракелюрный состав, мы будем говорить уже совсем скоро, а пока поговорим еще об одном важном моменте, о котором многие декупажницы нередко забывают.

Кракелюр должен смотреться на работе уместно и гармонично!

Для чего мы вообще создаем трещинки на работе? Чтобы придать изделию дух старины или показать, что мы умеем делать кракелюр?

Первое, что нужно сделать перед использованием любого кракелюра – подумать, а нужен ли он здесь вообще))) Откуда он взялся, что за материал у вас растрескался и т.д. Он растрескался везде или только в нескольких местах?

Также очень важно, чтобы получившийся кракелюр не перекрывал собой мотив (то есть, чтобы кракелюр не забирал на себя все внимание и не становился доминантой). На многих работах мотива просто не видно – видно только жирно затертые трещины, да еще и по всей работе (честно говоря, мои первые работы с кракелюром тоже были такими).

Кракелюр должен как бы оттенять мотив, подчеркивать его красоту и старину, а не показывать, что вы овладели техникой создания кракелюров.

Поэтому всегда нужно понимать, что на работе у вас главное – мотив или кракелюр. Если кракелюр – то мотив можно вообще не делать, его все равно не будет видно :) Я вообще предпочитаю затирать кракелюр едва-едва: пусть его лучше будет видно меньше, чем больше.

Гармоничное сочетание мотива и кракелюра (панно на стену):

И еще один важный момент. Представьте, что ваша работа потрескалась от старости, и в трещинки набилась пыль и грязь (да, именно это набивается в трещинки на старинных вещах, а вовсе не золотая пудра). Возможно ли это, если она чисто-глянцево-новенькая, с сочным и ярким мотивом? Вряд ли :) Поэтому не забывайте: кракелюр – это прежде всего техника старения, и, если мы делаем трещинки для придания работе старинного вида, то лучше использовать кракелюр в сочетании с другими приемами искусственного состаривания, такими как патинирование, снятие глянцевого блеска, а также искусственное пожелтение и выцветание :)

Комментарии

Комментарии: 11

  • Светлана:

    Женя, спасибо за статью. Как всегда просто и доходчиво, интересно, сложное становится значительно проще. Одним словом хочется еще читать и читать. У меня еще маленький опыт декупажа и из 2-х шагового кракелюра использовала только Maimeri 753-754. Очень тонкие и нежные трещинки, мне даже показалось что слишком тонкие, но может я не совсем правильно нанесла. Одним словом надо руку набивать.

  • светлана:

    Благодарю,Евгения! Отличная статья.я пока набираюсь только теоретических знаний,пока только обдумываю будущий шедевр:)Еще раз спасибо!

  • Марина:

    Женчка, спасибо статью! Как всегда очень все четко и доступно!!!

  • Марина:

    Женя,здравствуй! Я попробовала делать кракелюр на водном мордане плюс DECOLA кракелюрный лак. Ура все получилось! Единственный вопрос,после смывки 2 шага поверхность получилась липкая и так и стояла липкая. Я побоялась.что к нему вся пыль прилипнет покрыла акриловым лаком. И все таки когда в таком случае лучше покрывать?

    • Евгения Полещук:

      Ну так все правильно :) Вы же смыли деколу, остался только мордан, он и должен липнуть)) И покрывать ее можно акрилом (это плюс) как можно скорее, чтобы не села пыль. Так что все отлично))
      Мне эта пара очень нравится (и вообще Декола отличный кракелюр).

  • Марина:

    Спасибо большое!

  • Христина Стефанова:

    Большое спасибо, Евгения! Вы очень добрый Человек!

  • Ольга:

    Спасибо большое!!!

  • Наталья:

    Евгения, спасибо за советы, ВЫ УМНИЦА!

  • olga:

    очень ищу ответа на вопрос, как добиться, чтобы трещинки были одинаковой глубины, именно глубины, так как при затирке в одни трещинку отлично заходит сама затирка , другие неглубокие и практически не набирают затирку! спасибо!

    • Евгения Полещук:

      Ольга, мне кажется, что это в принципе невозможно. Какие-то трещины образуются раньше, они будут глубже и шире, а какие-то позже, они будут мельче и уже. И в этом его естественность: если все трещины будут одинаковыми, то он будет казаться искусственным.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

НОВЫЕ СТАТЬИ

НОВЫЕ МАСТЕР-КЛАССЫ